Слезь с дохлой лошади: как вовремя понять, что стартап обречен
Каждый наш рассказ об успешном стартапе предваряет краткая биография его основателей, и обычно в ней есть хотя бы один провал. Последующий успех, как правило, прямое следствие того факта, что с умирающим бизнесом наш герой расстался вовремя. Предприниматели продолжают держаться за свой бизнес не только потому, что по определению настойчивы и много сил и энергии положили на то, чтобы его раскрутить. «Значительная часть стартап-проектов, с которыми я сталкиваюсь, выношенные. Это очень глубинные истории, уходящие в детство, порой проходящие через личные драмы или травмы. Это одна из очень важных предпосылок к тому, что потом от них очень трудно отказаться», — отмечает Мария Макарушкина, коуч-консультант, партнер компании «Экопси Консалтинг», занимающейся кадровым консалтингом. РБК выяснил у предпринимателей, как понять, что действующий бизнес пора закрывать.
Тихие заводи
Рекомендации, как оживить бизнес, начавший затухать, — популярный жанр рубрик, где пишут для предпринимателей. С кризисом статей на эту тему стало больше. Парадокс в том, что довольно часто они вредят делу: люди, чей бизнес уже прошел точку невозврата, хватаются за соломинку, пытаясь продлить жизнь своего детища, и все кончается продажей единственного жилья или депрессией, помимо смерти самого бизнеса. У CEO сервиса облачного гейминга Playkey Егора Гурьева, с подачи которого появилась эта статья, богатый опыт неудач. В 2013 году он открыл в Перми крупнейший магазин строительной плитки «Дом Плитки» и потерял на этом около 10 млн руб. — издержки на содержание гиганта оказались слишком велики, а продавцы не могли справиться с соблазном воровать деньги. Такая же судьба постигла сервис для разработки интерактивных книг UnderPage: те же 10 млн руб. вложений за два года принесли всего 100 тыс. руб. прибыли. «Очень сильно помогает, когда у тебя в рукаве еще какие-то проекты. Не может быть так, что во всех дело плохо. Нужно диверсифицировать риски», — делится опытом Гурьев. Тем, у кого бизнес один, гораздо сложнее, чем серийным предпринимателям. «Я бы еще долго тянула эту лошадь, хотя она сдохла. Просто потому, что я не видела ничего другого, чем заняться. Я думала, что, потеряв этот бизнес, другого не найду», — признает создательница бренда женского белья Miss X Анастасия Якушева, несколько лет назад закрывшая магазин мыла и бомбочек для ванны BubbleDream.
В первый раз задуматься, не закрыть ли вам бизнес, надо сразу после того, как вы его открыли, или даже чуть раньше, советуют эксперты. «Психологическая ловушка — некая романтическая история о том, что если очень сильно постараться, то все получится. Хотя на самом деле все мы знаем, что очень много бизнесов гибнут в течение первых трех лет», — поясняет Ольга Томшина, экс-владелица компании по созданию капсульных коллекций одежды для детей Brick Box kids. Большая часть стартапов обречены, потому что вкладывают в изначально проигрышную модель, считает Александр Высоцкий, основатель компании Visotsky Consulting.