Материал раздела Основной

«Канвас»: как построить бизнес-модель успешной компании

Бизнес-модель «Канвас» (Business Model Canvas) отражает ключевые принципы создания, эффективной работы и успешного развития компании в форме наглядного шаблона. Как ее построить, рассказывает Сергей Семин, советник по стратегическому развитию ГК Angara

Бизнес-моделирование позволяет компании:

  • Представить целостную картину функционирования бизнеса;
  • Визуализировать влияние компонентов бизнес-модели на прибыль;
  • Выявить новые потребности и потребительские сегменты;
  • Выделить зоны развития и наметить мероприятия для их улучшения.

В середине 2000-х Александр Оствервальдер и Ив Пенье разработали подход к бизнес-моделированию под названием «Канвас». За 15 лет он превратился в универсальный инструмент стратегического управления, используемый компаниями во всем мире.

Бизнес-модель состоит из девяти взаимосвязанных блоков, описывающих логику бизнеса компании. Для раскрытия заложенных между блоками причинно-следственных связей их надо заполнить в такой очередности:

1. Потребительские сегменты

При разработке бизнес-модели отталкивайтесь от профиля клиента и отвечайте на вопросы:

  • Какие группы клиентов мы планируем привлекать и обслуживать?
  • Для кого мы формируем наше ценностное предложение?
  • Кто наш выгодный клиент?
  • С какими клиентами мы не работаем?

При описании сегментов учитывайте различия в их потребностях и запросах, маржинальности и чувствительности к изменению цены, способах взаимодействия с ними. Каждый сегмент требует отдельного ценностного предложения, а бизнес-модель может охватывать один или несколько потребительских сегментов, поэтому сделайте выбор: с какими сегментами вы будете работать, а от каких стоит отказаться.

Примеры сегментации в разрезах: