Материал раздела Основной
«Черная пятница» — краеугольный камень американской массовой культуры уже более 50 лет. Исторически в последнюю пятницу перед Днем благодарения стартуют рождественские распродажи в офлайновых магазинах США. Cравнительно недавно к традиции присоединились онлайн-ретейлеры, обгоняя офлайн-магазины по темпам прироста продаж. Пандемия COVID-19 значительно повлияла на этот процесс: в 2020 году традиционный уикенд распродаж «переезжает» в онлайн: Macy’s и Walmart уже официально отменили «черную пятницу» в моллах, чтобы соответствовать рекомендациям ВОЗ.
В России «черная пятница» проводится уже несколько лет, и онлайн-ретейлеры участвовали в ней изначально. Для многих из них это крупнейшая распродажа года, помимо новогодней. Год от года интерес покупателей к «черной пятнице» только растет: согласно статистике «Яндекса», количество поисковых запросов достигает пика в ноябре, вырастая с десятков тысяч до нескольких миллионов. Анализ Google Trends показывает, что интернет-пользователи начинают проявлять интерес к «черной пятнице» в последнюю неделю октября, когда стартуют рекламные кампании, ажиотаж достигает пиковых значений в дни распродаж.
В первые годы «черную пятницу» в России сопровождали неудачи, которые выливались для ретейлеров в репутационные и реальные издержки, хотя и не мешали общему росту популярности акции среди покупателей. Если отбросить ставшую мемом порочную практику недобросовестного ценообразования, то вот основные проблемы, которые могут возникнуть у онлайн-ретейлера в «черную пятницу».