Материал раздела Основной
Владимир Кулагин

Электронная свобода: как «цифра» меняет облик системы медицинских услуг

Технологии делают медицину доступнее, эффективнее, удобнее и привлекательнее. Как от этого выигрывают не только пациенты, но и врачи, поставщики медицинских услуг и страховые компании, рассказывает Владимир Кулагин, старший партнер McKinsey & Company
Фото: Carsten Koall / Getty Images
Фото: Carsten Koall / Getty Images

Лечиться, прямо скажем, непросто. Выздороветь еще сложнее. Каждый больной — если хочет быть здоровым, конечно, — должен уметь ориентироваться в причудливом устройстве современных «медицин». Потому что их много. Есть медицина традиционная — государственная и частная, — в рамках которой врач решает конкретную проблему пациента. Есть превентивная, задача которой — чтобы вы не заболели. Еще имеются биохакинг, гомеопатия, диеты, медитации, национальные медицинские школы, народная медицина, в конце концов. Каждая является отдельным независимым государством с особыми границами и законами, в котором по своим правилам решают глобальные и прикладные проблемы здоровья человека.

Идущая им на смену персонализированная медицина снимает это традиционное противоречие. Она не только устраняет текущую проблематику («болело — не болит»), но и повышает качество жизни, взаимодействует с целями, которые ставит перед собой человек за пределами болезни. Персонализированная (то есть ориентированная прежде всего на пациента и его запросы, а не на свои возможности) медицина предполагает комбинирование традиционных и иных технологий лечения в едином многоуровневом продукте. Коммутируют их друг с другом цифровые платформы на основе рекомендательных движков, которые способны объединить разнородные медицинские горизонты, специалистов, сервисы в систему с широкой палитрой персонально ориентированных предложений.

Дополнительную ценность «цифра» в медицине создает за счет решения этой и многих других проблем, что на сегодняшний день обычно недоступно ни в государственном, ни в частном медицинском секторе. Это отчетливо видно на примере уже реализованных и успешных проектов. Там цифровые технологии дали миллионам пользователей сервис нового поколения, сфокусированный на пациенте.

Шире круг

Прежде всего, цифровизация медицины способна решить проблему масштаба — неравноценного доступа населения к качественным сервисам на больших территориях, где медицинские услуги высокого уровня обычно можно получить только в крупных городах и в известных клиниках. Одна из таких клиник в Индии, работавшая с больницами, партнерскими центрами и аптеками, была весьма успешна, однако ее услуги были территориально ограничены несколькими крупными городами.