Материал раздела Основной

Образцовая история провала: как интернет-пионер Yahoo стал аутсайдером

За пару десятилетий Yahoo прошла путь от главного визионера интернет-рынка до неактуальной компании, уступившей конкурентам едва ли не в каждой нише. РБК Pro рассказывает, что подвело стартап, имя которого было синонимом слова «интернет»
Фото: Noah Berger / Bloomberg
Фото: Noah Berger / Bloomberg

В конце 2016 года совет директоров Yahoo заявил о подготовке к продаже главного актива компании — интернет-бизнеса. Покупателем стал телекоммуникационный гигант Verizon. Журналист Forbes Брайан Соломон назвал это событие самой грустной пятимиллионной сделкой на ИТ-рынке.

В начале нулевых было сложно представить, что судьба главного героя 1990-х будет именно такой. Yahoo была первопроходцем интернет-рынка и придумала сервисы, которые стали прародителями будущих YouTube и Apple Music. Однако руководство компании совершило ряд ошибок, которые, как кажется теперь, можно было бы избежать. В итоге Yahoo уступила конкурентам фактически в каждой нише, где она когда-то лидировала.

Панковский стартап

В 1994 году аспиранты Стэнфордского университета Джерри Янг и Дэвид Фило создали каталог интернет-ресурсов под названием «Гид по Всемирной паутине от Джерри и Дэвида». Позже каталогу дали более лаконичное имя Yahoo, а затем Янг и Фило назвали так основанную ими компанию. В 1995 году Sequoia Capital согласилась инвестировать в бизнес предприимчивых аспирантов $2 млн. Тогда же генеральным директором Yahoo стал Тимоти Кугл. Год спустя компания вышла на IPO.

Сайт быстро набирал популярность. Для тех, чья молодость пришлась на 1990-е, этот стартап со смешным названием стал синонимом слова «интернет». Yahoo была первой площадкой, добавившей разделы «новости», «спорт» и «финансы».

К началу 1998 года в Yahoо появилась почта, карты, игры, а также разделы с прогнозом погоды и возможностью поиска людей.

И если Yahoo и не изобрела ту самую культуру стартапов, о которой 25 лет спустя все чаще говорят с раздражением, то по крайней мере стала одним из ярчайших ее представителей. Форд Минтон, который в 1996–2001 годах занимал пост арт-директора Yahoo, вспоминал о царившей в компании атмосфере панк-рока. Среди сотрудников было принято спорить, подорожают ли акции компании или подешевеют: проигравшие брились налысо прямо на глазах у коллег или отправлялись в салон, чтобы сделать татуировку с логотипом Yahoo.

«Дэвид Фило не носил обувь. А вы легко могли прийти на работу в шортах или шлепанцах», — рассказывал Том Паркер, который с 1998 по 2004 год работал в компании копирайтером и креативным директором.

Дешевая стратегия: как знаменитый дискаунтер Lidl завоевывал Европу
Ретейл Продуктовый ретейл Менеджмент

Смешные рекламные ролики Yahoo, в конце которых произносилось название компании, сопровождавшееся йодлем (особая манера пения. — РБК Pro), крутились на телевидении с конца 1990-х и обеспечили стартапу поистине звездный статус. Паркер также вспоминал, что во время вечеринок люди узнавали его и имитировали традиционное пение из телерекламы.

Но, конечно, дело было не только в роликах. По итогам первого дня торгов 2000 года капитализация Yahoo достигла рекордных для нее $128 млрд. Так дорого Yahoo больше не будет стоить никогда. Неделю спустя стартап рассказал об итогах 1999 года: прибыль составила $47,8 млн, а выручка — $591,8 млн. В том году компания впервые стала прибыльной.

«Нашей компании было всего пять лет, а мы уже стоили больше, чем Ford, Chrysler и GM вместе взятые, — вспоминал в своей книге We Were Yahoo («Мы были Yahoo») Джереми Ринг, занимавший пост директора по продажам с 1996 по 2001 год. — Мы легко могли поглотить каждый из этих великих американских брендов».