РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Банковская‌ ‌тайна‌: как‌ ‌Олег‌ ‌Тиньков‌ ‌создал‌ ‌финансовую‌ ‌империю

Финансы Банки Кейсы РБК
Как основатель сети магазинов бытовой техники и заводов, делающих пельмени, построил один из лучших в стране цифровых банков
Олег Тиньков
Олег Тиньков (Фото: Тинькофф)

«Я уверен, что интернет — это наше будущее, и важно быстрее застолбить себе место в нем... Лет через десять люди будут с удивлением смотреть на банки, имеющие большое число офисов», — предсказывал Олег Тиньков в своей книге «Я такой, как все», вышедшей в 2010 году. Спустя десять лет, на фоне эпидемии COVID-19, физические банковские отделения действительно стали казаться атавизмом. Свой банк без отделений Тиньков основал еще в 2006 году. А в сентябре 2020-го предварительно договорился о его продаже «Яндексу» за $5,48 млрд

По ту сторону стола

Тинькофф Банк — самый успешный и крупный бизнес Олега Тинькова, который за долгую карьеру предпринимателя перепробовал многое — от торговли бытовой техникой до выпуска пельменей и производства пива. Однако именно собственный банк сделал Тинькова миллиардером в результате успешного IPO на Лондонской фондовой бирже в 2013 году. «Сегодня нашими клиентами являются свыше 11 млн россиян, более четверти из которых пользуются двумя или более продуктами «Тинькофф», — рассказывает РБК председатель правления компании, член совета директоров Оливер Хьюз. — Кредитный портфель вырос на 66% год к году и составил по результатам 2019-го 329 млрд руб.».

А начиналось все с идеи. «Когда я разговаривал с совладельцами или клерками банков, пытаясь занять деньги на развитие бизнеса, то всегда думал, как бы оказаться по ту сторону стола», — вспоминал Олег Тиньков через несколько лет после запуска собственного банка. Идея создать банк без физических отделений пришла к Тинькову, когда он жил в США. Почтовый ящик его дома в Калифорнии заваливали предложениями оформить банковскую карту. Тогда он подумал, что и в России было бы удачной идеей посылать клиентам предложения по почте.