Материал раздела Основной

Выглядит кошерно: как во время пандемии сертифицировали еду для иудеев

Пищевая промышленность Менеджмент Статьи Bloomberg
Эпидемия коронавируса не обошла стороной и рынок кошерных продуктов, на котором действуют одни из самых жестких правил сертификации товаров. Bloomberg разбирался, как инспекторы проверяли китайские фабрики в условиях закрытых границ
Фото: Elizabeth Bick / Bloomberg Businessweek
Фото: Elizabeth Bick / Bloomberg Businessweek

Раньше раввин Дэвид Московиц всегда проводил в Китае несколько недель перед Рош ха-Шана, праздником, знаменующим начало еврейского нового года. Более 10 лет житель округа Рокленд, штат Нью-Йорк, руководит компанией Shatz Kosher Services, которая проверяет, что продукты с китайских фабрик не содержат свинину и не нарушают еще как-либо принципы кашрута.

Обычно в конце лета дел у Московица особенно много. Именно в это время компании начинают выпускать продукты для Песаха, который празднуется весной.

Рош ха-Шана начался 18 сентября. Но Московиц не был в Азии уже несколько месяцев. Власти Китая закрыли границы для иностранцев в самом начале пандемии COVID-19. Так что 53-летний мужчина работал в израильском городе Ашдоде, расположенном примерно в 20 милях от Тель-Авива. Он использовал сервисы видеосвязи, соединенные с камерами на китайских заводах и показывающие все, от офисных помещений до производственного этажа и склада. «Это нетрадиционный способ. Но какие могут быть традиции в эпоху «короны»? — задавался вопросом он. — Все полетело в тартарары, и мы просто ищем способы выполнять нашу работу».

Между тем индустрия кошерных продуктов — это не только хот-доги бренда Hebrew National и вина Manischewitz. В 2018 году, по оценке Allied Market Research, оборот рынка кошерных продуктов составлял $19,1 млрд. По прогнозам той же компании, к 2026 году выручка этого бизнеса может увеличиться до $25,6 млрд. Множество обычных продуктов, от мороженного Ben & Jerry’s до специй McCormick, сертифицированы как кошерные: на них есть соответствующие этикетки, которые могут служить подсказкой не только для иудеев, но также для веганов или тех, кто соблюдает специальные диеты.

Хоть в Китае живет не так много евреев, эта страна играет важную роль в производстве кошерных продуктов: местные фабрики выпускают консервированные фрукты и другую готовую к употреблению еду, а также искусственные ароматизаторы и аминокислоты, критичные для рациона многих иудеев. «Любой продукт из супермаркета скорее всего содержит от двух до шести ингредиентов, произведенных в Китае», — рассказывает Московиц.