Хоррор-экономика: чем опасно нашествие компаний-зомби
Судьба благосклонна к компаниям, которым удалось одержать верх над конкурентами, доказательством чему служат длинные рейтинги миллиардеров. Удел проигравших — уступать место сильным, по крайней мере раньше было именно так. Однако в последнее время появляется все больше фирм, которые не получают прибыль, но и ликвидация или поглощение им не грозит. Так называемых компаний-зомби становится все больше, и это тревожный сигнал для экономики. А за время пандемии коронавируса тенденция только усилилась.
Компании-зомби — явление не новое. Впервые о них заговорили в контексте японского «потерянного десятилетия» (период экономического спада в Японии с 1991 по 2000 год. — РБК Pro). Затем «корпоративные зомби» появились и в других странах. По данным Банка международных расчетов (БМР), в развитых государствах каждая шестая компания считается низкорентабельной. В 1980-х это касалось лишь каждого 20-го предприятия. «Зомби» принято считать фирмы с низкой оценочной стоимостью, которым в течение трех лет не хватало выручки для выплат по кредитам.