РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Хоррор-экономика: чем опасно нашествие компаний-зомби

Инвестиции Финансы и бухгалтерия Статьи The Economist
Компаний-зомби, которые не получают прибыль, но при этом не объявляют себя банкротами, с каждым годом становится только больше. А поддержка слишком слабых фирм в период пандемии и вовсе грозит настоящим зомби-апокалипсисом, и от него пострадают все
Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

Судьба благосклонна к компаниям, которым удалось одержать верх над конкурентами, доказательством чему служат длинные рейтинги миллиардеров. Удел проигравших — уступать место сильным, по крайней мере раньше было именно так. Однако в последнее время появляется все больше фирм, которые не получают прибыль, но и ликвидация или поглощение им не грозит. Так называемых компаний-зомби становится все больше, и это тревожный сигнал для экономики. А за время пандемии коронавируса тенденция только усилилась.

Зачем перестраивать бизнес после пандемии и как это сделать: пять шагов
Менеджмент Инструкции Accenture

Компании-зомби — явление не новое. Впервые о них заговорили в контексте японского «потерянного десятилетия» (период экономического спада в Японии с 1991 по 2000 год. — РБК Pro). Затем «корпоративные зомби» появились и в других странах. По данным Банка международных расчетов (БМР), в развитых государствах каждая шестая компания считается низкорентабельной. В 1980-х это касалось лишь каждого 20-го предприятия. «Зомби» принято считать фирмы с низкой оценочной стоимостью, которым в течение трех лет не хватало выручки для выплат по кредитам.