Франчайзинг: ловушка или способ заработка
Принято считать, что в нестабильные времена для предпринимателя выгоднее купить франшизу компании с отработанной бизнес-моделью, чем создавать свой рискованный стартап. Однако в кризис 2020 года наблюдаются другие тенденции. Во-первых, игроки рынка все чаще жалуются на снижение количества заявок по покупке франшизы (а действующие партнеры — на спад продаж). Во-вторых, по данным Российской ассоциации франчайзинга, если раньше наибольшей популярностью пользовались франшизы с паушальным взносом от 5 млн руб., то сегодня — от 300–500 тыс. руб.
Цифры врут
Обычно предприниматели, решившиеся на покупку франшизы, слышат фразу: «Если ты откроешь стартап, вероятность его банкротства составит 95%, а если купишь франшизу — 5%». Опираться на эти цифры нельзя, так как они относятся не к российскому, а к американскому рынку франшиз. И даже в США бизнес-сообщество еще в прошлом веке признало, что эти показатели слишком идеализированы.
В 1994 году профессор Тимоти Бейтс проанализировал деятельность 20 тыс. предприятий малого бизнеса и пришел к таким выводам:
- выживаемость франчайзинговых точек составляет 63,5%;
- выживаемость предприятий малого бизнеса — 72%.
В России рынок молод, и качественных исследований, которые позволили бы объективно судить о выживаемости франшиз, нет. Поэтому у начинающих предпринимателей представление о франчайзинге часто не соответствует действительности. «Купил франшизу, получил пакет документов, арендовал помещение, проект взлетел, — думают новички. — Это же не стартап, это франшиза — тут не надо особо трудиться, чтобы поднять бизнес».