РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Артем Дмитриев и Мария Пономарева

Data-driven-продукты — мегатренд бизнеса: как не нарушить закон

Право Статьи PwC
Компании переходят в диджитал и остро нуждаются в данных о клиентах. Чтобы утолить дата-голодание, они нередко идут на рисковые операции. О чем следует помнить, чтобы преимущества коммерциализации данных не обернулись потерями, рассказывают эксперты PwC
Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

За этот год тренд на коммерциализацию пользовательских данных, пожалуй, стал для многих доминирующим. Конечно, зачастую компании так спешат диджитализировать все каналы коммуникации с потребителями из-за пандемии COVID-19, разговоров о второй волне коронавируса и, соответственно, ожидаемой трансформации потребительского поведения.

Офлайн- и онлайн-ретейл, операторы связи, банки, агрегаторы, посредники и другие компании аккумулируют клиентские данные и используют их для внутренней и внешней коммерциализации. Внутренняя коммерциализация позволяет эффективнее продвигать собственные сервисы и сервисы аффилированных компаний, внешняя — разрабатывать и продавать другим компаниям сервисы на основе данных. Кроме этого, партнерство открывает возможности для внедрения новых бизнес-моделей: позволяет создавать платформы либо индустриальные ассоциации для обмена данными или запускать новые бизнес-направления по монетизации уже накопленных данных.

Многие компании не получают в ходе своей деятельности значительных массивов данных и поэтому покупают сырые данные, аналитику или сервисы. Те из них, что не готовы мириться с такой зависимостью, самостоятельно создают кейсы для получения данных. Отличный пример — банки и их виртуальные операторы мобильной связи.

Коммерциализация данных, без сомнения, привлекательна для бизнеса и вместе с тем сопряжена с рядом рисков. Компании часто называют используемые ими данные big data, потоковыми или обезличенными. Однако как бы фирмы ни называли дата-сеты, статуса персональных данных они зачастую не утрачивают. А это значит, что компании обязаны выполнять все требования, которые установлены для обработки персональных данных.

О чем стоит помнить при коммерциализации данных

Итак, если данные относятся к персональным, то необходим privacy-комплаенс. И хотя российское регулирование в той или иной степени допускает коммерциализацию данных, у компаний могут возникать сложности с выполнением ряда базовых требований федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных». В частности, компания должна: