РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Дмитрий Смирнов

Ретейлерам пора заложить в стратегию решение этих четырех проблем

Ретейл IT Статьи Крок
В пандемию ретейлеры бросили все ресурсы на интернет-продажи и обновляли ИТ-инфраструктуру в режиме «ASAP» («как можно скорее»). Все делалось в спешке и без четкого плана. Сейчас нагрузка на ИТ-системы снизилась, пришло время заняться их модернизацией
Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

Достойные инвестиции в ИТ = достойный результат? Не всегда

Ретейлеры вкладывают много финансовых и человеческих ресурсов в ИТ-инфраструктуру, но результат далеко не всегда оправдывает их ожидания. Чего хочет ретейлер? Чтобы продажи росли. И ретейлер готов инвестировать в это средства, причем немалые. Однако, заходя на сайты даже крупных интернет-магазинов, я зачастую вижу типичные проблемы, например, сайты грузятся медленно, интерфейс неудобен, дизайн постоянно меняется, и это мешает правильному восприятию. Такие проблемы бывают не только у сайтов-новичков, но и у интернет-площадок с долгой историей, которые, казалось бы, должны уже были победить проблемы роста.

Возникает вопрос: в чем дело? Явно не в том, что ретейлеры не уделяют достаточного внимания своей ИТ-инфраструктуре. Может быть, дело в непрофессионализме ИТ-компаний и вендоров? Отнюдь: многие из них работают на совесть. На мой взгляд, источник проблем состоит в следующем: и ИТ-компании, и ретейлеры зачастую подходят к обновлению ИТ-инфраструктуры необдуманно, без чёткого плана и видения будущего развития. Когда у руководства компании нет четкого представления о том, какие задачи должно решить обновление ИТ-системы, вендоры склонны предлагать самый простой и при этом часто самый дорогостоящий для заказчика вариант — максимально обновить ИТ-инфраструктуру.

Если сумма инвестиций не главное, то что тогда? Стратегия

Помните, в школе на уроках математики нас учили сначала разобраться в задаче, понять условия, а уже затем приступать к решению? Здесь — то же самое.

Коренная задача при решении любой проблемы — разобраться, в чём же причина того, что текущее положение дел перестало вас устраивать. Как правило, это задача внутренней команды. Типичные проблемы онлайн-бизнеса:

  • низкая конверсия
  • отток клиентов
  • высокий процент отказов или низкий процент возвратов
  • низкая эффективность онлайн-канала продаж.

И каждая типичная проблема может иметь свои причины и целый ряд решений. Внедрение нового ПО может стать самым последним, что действительно нужно ретейлеру.

Как же можно решить типичные проблемы ретейлеров?

К сожалению, формат статьи не позволяет мне «растекаться мыслью по древу» и давать советы на все случаи жизни. Но я могу проанализировать наиболее распространённые проблемы.

1. Недостаток ресурсов — «железа», ПО, сотрудников

Карантин разделил компании на те, которые были готовы к мощнейшим нагрузкам на ИТ-системы (таких было меньшинство) и те, чьих ресурсов катастрофически не хватало. Особенно сложно пришлось ретейлерам с парком собственных ИТ-мощностей— быстро масштабироваться они практически не могли. Им не хватало ни оборудования, ни сотрудников, которые могли бы оперативно его внедрить.

Решение: аутсорсинг — облачные сервисы, хостинг для бизнес-приложений, внештатные сотрудники

Облачное хранение и хостинг для бизнес-приложений решают проблему пиковых нагрузок: позволяют быстро задействовать дополнительные ресурсы. Это актуально не только на карантине, но и в периоды интернет-распродаж. При этом облачную инфраструктуру не обязательно использовать как основную, она может быть и резервной. Бонус облаков — в них можно тестировать работоспособность системы под большими нагрузками без ущерба для продаж. Это важно, учитывая, что доработка онлайн-магазинов и мобильных приложений ведется постоянно.

Облачное хранение также выгодно тем, что оно освобождает ИТ-команду ретейлера от администрирования мощностей — она может переключиться на стратегические задачи.