РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как ИИ помогает рознице бороться с магазинными кражами и менять HR

Ретейл Цифровизация Статьи ХайТэк
Искусственный интеллект, по прогнозам экспертов, станет основой взрывного роста в ретейле. Сергей Черных, заместитель председателя совета директоров ГК «ХайТэк», рассказывает, что торговым сетям нужно сейчас брать на вооружение, чтобы не отстать завтра
Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

Видеоаналитика, чат-боты, роботы и другие решения, разработанные на основе искусственного интеллекта, сейчас активно внедряются в работу розничных сетей по всему миру. С их помощью можно получить полную информацию о посетителях, увеличить лояльность клиентов, повысить доступность товаров на полках и более эффективно контролировать очереди на кассах в период пиковых нагрузок.

Искусственный интеллект способен решить и одну из главных проблем торговых сетей — постоянное воровство. Причем возможность совершить кражу исчезнет как со стороны покупателей, так и со стороны сотрудников магазина.

Основанные на технологии ИИ решения также позволяют автоматизировать HR-процессы в ретейле, избавив сотрудников от рутинных обязанностей, и оптимизировать финансовые затраты компании.

Эффективность видеоаналитики

Вот несколько любопытных цифр (данные собственных исследований IVA Cognitive, российского разработчика решений на базе ИИ):

  • 1% от оборота может быть украден сотрудниками магазина;
  • 20% товаров отсутствуют на полках в магазинах;
  • 33% потерь приходится на воровство покупателей;
  • 25% рекламы не таргетировано на посетителей.

Приведенные цифры говорят о том, что старые методы больше не работают — сфера ретейла нуждается в трансформации. Современные решения по видеоаналитике, основанные на технологии ИИ, позволяют контролировать сотрудников и их работу на кассе, повышать безопасность торговых точек и многое другое.

Огромный массив данных, генерируемый камерами видеонаблюдения, позволяет получать информацию о посещаемости, покупательском поведении, возрастном и гендерном составе посетителей, проводить анализ маршрутов их движения (трекинг).

Компьютерный взгляд: как развивается видеоаналитика в России
Разработка ПО Инновации Продажи Статьи Ай-Теко
Фото:Артем Житенев / ТАСС

Некоторые ретейлеры уже используют системы предиктивной аналитики, которые обрабатывают данные, полученные с камер, следящих за состоянием полок в торговом зале, чтобы выяснить, когда и на что будет спрос в ближайшее время. Еще такие системы позволяют контролировать наличие товаров и корректность их выкладки на полках в магазинах. Автоматизация этого процесса, по данным IVA Cognitive, увеличивает товарооборот на 5–10%, а по некоторым товарным группам — в два-три раза.