Как решить проблемы клиники при помощи Lean-менеджмента
С началом распространения коронавируса в России стало ясно, что при беспрецедентном потоке зараженных пациентов потенциал инфекционных стационаров и амбулаторных подразделений недостаточен. Организаторы здравоохранения в регионах (в Москве это, например, департамент здравоохранения г. Москвы) приняли решение о перепрофилировании государственных клиник для оказания помощи пациентам с коронавирусом. Одним из первых таких учреждений стала ГКБ № 40 в Коммунарке — новый филиал известной больницы онкохирургической направленности. Вслед за клиниками разных регионов и 14 медицинскими центрами, находящимися в ведомстве Минздрава, прием людей с диагнозом COVID-19 начали частные клиники.
Перед руководством всех этих больниц остро встали вопросы безопасности персонала и пациентов: многие сотрудники до COVID-19 не имели дела с частой дезинфекцией, ношением полного комплекта средств индивидуальной защиты (СИЗ) и разделением потоков пациентов. Требовалось быстро перейти на новый стандарт безопасности, обучить коллектив, наладить коммуникацию внутри него. Кроме того, необходимо было следовать новым рекомендациям, которые выпустил Минздрав.
С подобными сложностями можно справиться с помощью инструментов Lean или «бережливого производства» — философии, зародившейся в Японии в 70-е годы XX века. Основа концепции — ценность для потребителя (в случае с больницами — для пациента). Организаторы должны установить, какие этапы в работе клиники полезны, а какие представляют собой потери времени, сил и средств, и предпринять меры, чтобы сократить эту неэффективность. При этом Lean предполагает внедрение непрерывных улучшений и вовлечение в этот процесс абсолютно всех сотрудников.
Рассмотрим подробнее несколько конкретных инструментов Lean, которые могли бы стать ответом на вызовы COVID-19 и других глобальных пандемий.
Проблема № 1: неэффективная работа персонала
Практика показала, что в экстренной ситуации многие сотрудники клиник начали терять время и работать неэффективно. В первую очередь это было связано с отсутствием четкого руководства к действию. Существующие инструкции были непонятны, их трудно применять на практике, особенно в нестандартных ситуациях.