РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

«Еще вопросы?»: как изжить мошенничество в компаниях

Менеджмент Статьи The Economist
Нечестное поведение отдельных сотрудников или даже руководителей компании не всегда злой умысел. The Economist разбирался, как люди встают на скользкую дорожку обмана и мошенничества, и выяснял, можно ли этого избежать
Фото:Mark Wilson / Getty Images
Фото: Mark Wilson / Getty Images

Скандалы в корпорациях вспыхивают удручающе часто. В 2001 году выяснилось, что в энергетической компании Enron фальсифицировали отчетность. В 2016 году стало известно, что в банке Wells Fargo создавали поддельные счета. Между этими громкими делами было и множество других. А в июне нынешнего года немецкий оператор электронных платежей Wirecard заявил об исчезнувших со счетов €1,9 млрд. И вот что интересно в этой ситуации. Financial Times посвятила несколько нелестных публикаций подходам Wirecard к ведению бухгалтерии. Но немецкий регулятор BaFin инициировал расследование в отношении газеты, а не в отношении самой компании.

Людям не так-то просто понять, когда бизнес переходит все допустимые границы. Это справедливо как для топ-менеджеров внутри компании, так и для обычных граждан за ее пределами. Иногда руководители страдают из-за неочевидной проблемы, вспыхнувшей в одном из подразделений компании или в дочернем предприятии. И далеко не каждый скандал попадает на первые полосы мировых СМИ.

Рискованная прибыль: как взятки влияют на бизнес
Менеджмент Статьи The Economist
Фото:Richard Heathcote / Getty Images

К тому же речь не всегда идет о злом умысле. В вопросах этического выбора есть не только черный и белый цвета. А люди иногда испытывают проблемы с тем, чтобы верно понять свою мотивацию поступить так, а не иначе. В новой книге, посвященной субъективным факторам поведения, «Вы вот-вот совершите ужасную ошибку» Оливер Сибони из парижской бизнес-школы HEC пишет: «Как только появляется некоторая неопределенность в отношении к поступку, мы действуем достаточно избирательно, чтобы не удовлетворить собственные интересы и при этом убедить окружающих в том, что мы не искажаем факты намеренно». Кроме того, на выбор сильно влияет поведение окружающих: человек, скорее всего, будет превышать скорость на дороге, если так делают все остальные.

Философы называют такие двусмысленные с моральной точки зрения решения в рамках внутренних и внешних ограничений «ограниченной этичностью». Такое поведение может способствовать быстрому распространению в компаниях культуры обмана и мошенничества. Статья специалистов из Гарварда и Колумбийского университета объясняет, как в свете этой проблемы компании могут сократить количество случаев мошенничества.