РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Что нужно знать при найме безвизовых мигрантов

Услуги Строительство Ретейл Подрядные работы HR Инструкции Unity
Большинство иностранцев на российском рынке труда — это безвизовые мигранты из стран СНГ. Виктория Миролюбова (Unity) — об особенностях подбора и правилах оформления при найме зарубежных граждан
Фото:Анатолий Мальцев / EPA / ТАСС
Фото: Анатолий Мальцев / EPA / ТАСС

Портрет трудового мигранта

Среднестатистический мигрант — мужчина 26–28 лет из Средней Азии. Работает в России в среднем от полугода до двух лет. В предложении работодателя его интересует стабильный заработок, часть которого можно переводить на родину.

Уровень позиций и сферы работы. Как правило, иностранцы занимают массовые позиции, не требующие релевантного опыта работы и высокой квалификации.

  • На производстве могут нанять работников без знания русского языка (позиции грузчиков, работников конвейера): в таких случаях команду координирует бригадир-переводчик.
  • В сфере гостеприимства мигранты работают кассирами, посудомойщиками, коренщиками (занимаются чисткой и нарезкой овощей), поварами национальных кухонь.
  • В строительстве — разнорабочими.
  • В доставке — комплектовщиками заказов, курьерами.

Вместе с тем в индустриальной отрасли есть примеры того, как трудовых мигрантов из стран СНГ приглашают на позиции, предполагающие наличие большого профессионального опыта и образования. Например, российские горнодобывающие компании релоцируют горных мастеров и инженеров из Украины в районы Крайнего Севера. Значительно повысить зарплатное предложение, чтобы переманить сотрудников у конкурентов на территории России, такие компании не могут. В этой ситуации подбор мигрантов становится выгодным решением: кандидаты соглашаются на средний по меркам российского рынка уровень оплаты труда.

Источники привлечения. При поиске работы мигранты используют те же каналы, что и россияне. Поэтому работодатели размещают объявления на сайтах для поиска работы, в социальных сетях (на страницах сообществ мигрантов), в Telegram-каналах.

При подборе мигрантов на типовые позиции эффективна программа «Приведи друга». Сотрудники охотно рекомендуют работодателя своим знакомым. Но у реферальной программы есть свои недостатки: расставшись с одним мигрантом, можно спровоцировать волну увольнений: работники покинут компанию вместе с рекомендателем.

Оформление на работу

Для оформления безвизовых мигрантов не требуется разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, как для граждан из стран с визовым режимом. Процесс можно разделить на три этапа.

Шаг 1: собрать документы

Чтобы трудоустроить безвизового мигранта, работодатель должен убедиться в том, что у кандидата есть все документы, необходимые для оформления на работу.