РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Дэвид Пэрриш — РБК: «Креативщики думают, что бизнес связан с обманом»

Менеджмент Цифровизация Дизайн Статьи РБК
Британский эксперт в области творческого и цифрового предпринимательства рассказал, какой креативный бизнес лучше всего запускать в разгар экономического кризиса и почему предприниматель должен сперва ответить на вопрос, что именно он понимает под успехом
Дэвид Пэрриш
Дэвид Пэрриш (Фото: Leo Wilkinson / davidparrish.com)

Кто такой Дэвид Пэрриш

Британский эксперт в области креативного и цифрового предпринимательства, а также культурных проектов. Бизнес-коуч, консультант по вопросам управления. Автор нескольких книг, среди которых международный бестселлер «Футболки и костюмы. Путеводитель по креативному бизнесу». Получил степень MBA в Центре менеджмента Университета Брэдфорда. Работал более чем в 50 странах мира. Среди его клиентов — компании и правительственные организации: Британский совет, Ejadah Confex (Саудовская Аравия), Startup Malaysia, Prana (Колумбия), Satu (Финляндия) и многие другие.

«Клиент скажет: «Я не нравлюсь, потому что я русский»

— Принято считать, что люди, занимающиеся творчеством, ничего не понимают в бизнесе. И наоборот. Это так?

— Да, обычно говорят, что люди искусства не думают о бизнесе, а бизнесмены не интересуются творчеством. Но тут все сложнее. Ситуация не черно-белая. Часто творческие люди собаку съели в бизнесе. Например, Дэмьен Херст (английский художник, предприниматель, коллекционер произведений искусства. — РБК Pro) — очень богатый человек, хорошо разбирающийся в бизнесе. Просто у нас в голове застрял романтический стереотип голодающего художника, этакого Ван Гога. Какая-то доля правды в этом, конечно, есть, но это далеко не полная картина. С другой стороны, если кто-то занимается бизнесом, это не значит, что у него нет творческих талантов. Слово «креативность» означает не только способность к творчеству, но и изобретательность, умение мыслить по-другому. В этом смысле многие бизнесмены, даже если они и не творческие люди, вполне креативны. Ведь они решают проблемы, изобретают что-то, занимаются инновациями.

— Когда творческий человек нанимается работать куда-то, он ощущает определенную стесненность, поскольку у него появляется руководитель, ему говорят, что он должен делать. Как собственнику компании или менеджеру преодолеть трудности, которые с этим связаны?

— Да, креативный человек будет подозрителен к руководству или даже начнет с ходу сопротивляться. По двум причинам. Первая связана с тем, какие продукты его просят производить. Если я художник, а вы меня наняли на рутинную работу, я буду подозревать, что вы будете заставлять меня создавать произведения, не имеющие другой ценности, кроме коммерческой. Может быть, я даже устраиваться на такую работу не буду. Во-вторых, я могу думать, что вы не понимаете особенности моего рабочего процесса. Я, как творческий человек, порой просто не могу заставить себя работать, у меня может быть кризис. Но потом, когда у меня появляется вдохновение, я могу трудиться по десять часов в сутки, хоть всю ночь напролет. Возможно ли это в вашем офисе или студии? Или вы хотите, чтобы я приходил в девять утра и работал до пяти вечера? Так не получится. Работодатель должен объяснить творческому человеку суть бизнеса и цели, которые стоят перед компанией. А еще — создать атмосферу, в которой творческим людям будет комфортно. Может быть, нужно изменить офисный график или дать возможность работать из дома. Или по выходным, если сам сотрудник этого хочет, и потом давать ему выходные на неделе. Для творчества нужна гибкость.