РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Иван Маурах

Вы уводите разговор в сторону: 15 популярных ошибок в аргументации

Менеджмент Статьи Business Relations
Руководителю компании часто приходится проводить переговоры и отстаивать свою позицию. Для того чтобы делать это успешно, он должен уметь мыслить критически и распознавать ошибки в аргументации собеседника. Расскажу о 15 основных

Мы часто сопротивляемся точкам зрения других людей из-за того, что они используют аргументы низкого качества. Что же такое аргумент? Аргумент — это рассуждение, факт или пример, направленный на доказательство или оправдание какого-либо утверждения. Есть два основных вида аргументов: риторический и философский. Риторический аргумент используют, чтобы убедить (или переубедить) собеседника, в то время как философский — чтобы раскрыть мысль. Риторический аргумент обращается к эмоциям, тогда как философский опирается на логику и остается в силе даже в отрыве от личности говорящего, например, если его записать.

Для того чтобы оценить высказывание оппонента, нужно проверить его на соответствие пяти критериям:

  1. ясность аргумента;
  2. существование аргумента;
  3. уместность аргумента (его отношение к делу);
  4. оценка аргумента по критерию силы — слабости;
  5. оценка аргумента по критерию единственности — множественности.

Аргументация должна содержать какую-либо точку зрения, углублять и прояснять ее. Аргумент может представлять собой установленный факт («потому что Земля круглая») или логическую последовательность (если А, то В, и т.д.). Он может иметь субъективную или объективную форму, то есть объяснять личный выбор или претендовать на определение реальности.

Аргументы бывают разных типов: моральные, практические, психологические, интеллектуальные, логические, фактические и т.д.

Вот несколько примеров:

Вопрос: «Должен ли ты помогать слабым?»