Почему классические fashion-магазины больше не актуальны
В 2020 году на fashion-рынке произошли существенные изменения. Вернее, они начались раньше, но пандемия коронавируса и карантинные мероприятия лишь ускорили эти процессы.
Рынок стагнирует уже не первый год. Вынужденная приостановка деятельности fashion-ретейлеров почти на два месяца усугубила ситуацию. По оценкам Fashion Consulting Group, это приведет к снижению оборота рынка от 25 до 40% по итогам 2020 года.
Карантин ускорил процесс перехода в онлайн, а также в очередной раз продемонстрировал, что люди все меньше обращают внимания на бренды. Затраты на fashion-товары в общем бюджете покупателей снижаются.
Как в таких условиях fashion-сетям работать дальше? Почему классический fashion-ретейл, каким мы его знали раньше, уже не будет существовать в массовом сегменте, а сохранится лишь в узких нишах?
Рынок так и остался фрагментарным
Большинство розничных рынков проходят следующие этапы развития: сначала появляется оптовая торговля; потом разрозненные no-name магазины, которые постепенно объединяются в сети и работают в пределах города, региона; наиболее успешные из них дорастают до крупных игроков и, если обладают достаточными ресурсами, консолидируют рынок. Так происходило на рынках гаджетов и сотовых телефонов, бытовой техники и электроники, DIY-товаров и т.д.
Однако в случае fashion все иначе. Поскольку это рынок менее стандартизированный, он предлагает разнообразие брендов и предложений, консолидация здесь началась позже, чем на рынках унифицированных товаров. При этом процесс и совпал с бурным ростом e-commerce и маркетплейсов. Поэтому консолидация на fashion-рынке шла не за счет увеличения числа торговых точек определенных игроков и роста объемов традиционного розничного бизнеса, а за счет перехода продаж в онлайн и расширения влияния онлайн-игроков. С точки зрения физической розницы fashion-рынок так и остался фрагментированным. Например, по данным DRG, на топ-10 крупнейших игроков российского обувного рынка по итогам 2019 года приходилось всего 11,28%.
Поскольку онлайн теперь оказывает существенное влияние на развитие fashion-рынка, это требует от розничных сетей и брендов быстрой адаптации к новым условиям. Но на рынке еще не выросли крупные игроки, похожие на «М.Видео» или «Связной», которые бы заняли существенную долю в своих сегментах и были бы способны, имея значительную розничную сеть, развивать собственные маркетплейсы и успешно консолидировать рынок и в онлайн. За fashion-игроков рынок в онлайне консолидировали универсальные маркетплейсы, поэтому сетям нужно вырабатывать новую стратегию развития в текущих условиях и находить свое место.
Потребитель уже не тот
Изменился и покупатель.