Опубликовано 15.09.2020, 09:56
Большой успех довольно редко становится обузой для компании. В такой ситуации оказался Naspers, южноафриканский медиахолдинг, основанный в 1915 году. Желая диверсифицировать свои активы, в 2001 году компания вложила $32 млн в сомнительный китайский стартап. С тех пор Tencent — тот самый стартап — превратился в гигантскую корпорацию стоимостью более $670 млрд. Однако Naspers это принесло не только новые возможности для развития, но и проблемы с управлением.
Неожиданным результатом сделки южноафриканского холдинга и китайского стартапа стало появление крупной технологической компании в Европе. Год назад Naspers провела в Амстердаме IPO Prosus, дочернего холдинга, которому передала свои активы в зарубежных фирмах. Prosus принадлежит 31% акций Tencent, стоимость которых оценивается в $208 млрд, не считая активов других компаний, благодаря чему холдинг занял четвертое место по капитализации среди компаний ЕС. Prosus, пожалуй, единственная европейская корпорация, которая находится в одном ряду с наиболее влиятельными технологическими компаниями планеты. Ее глава, Боб ван Дейк, признает, что у холдинга нетипичная для сферы технологий бизнес-модель, но, по его мнению, это не делает ее менее эффективной.