Материал раздела Основной
Арсений Катков и Евгений Мастерских
Компаниям, работающим с банками, инвестиционными фондами и партнерами из Евросоюза и США, давно известна система банковского комплаенс. Ее задача — избежать рисков санкций за нарушение законодательства. Комплаенс-офицеры интересуются и репутацией бизнеса, его основателей и топ-менеджмента. Вторая сторона должна быть уверена, что сотрудничество не принесет ей осложнений и не вызовет лишних вопросов со стороны регуляторов.
Среди служб безопасности европейских банков — и частично американских — сформировалось негласное правило «при сомнениях безопаснее отказать». Это сильно осложняет открытие счетов в банках, получение вида на жительство, покупку недвижимости, инвестиции в фондовые рынки.
Что делать компании, если комплаенс задает ей неудобные вопросы о негативных публикациях и ставит ее репутацию под сомнение?
Есть множество видов комплаенс: налоговый, юридический, трудовой, санкционный, антикоррупционный и т.д. В статье буду говорить только о банковском комплаенс. Однако некоторые элементы — вроде базы World-Check — используются за пределами финансовых институтов.
К нам обратился предприниматель из СНГ. Раньше он вел бизнес, связанный с трейдингом, но закрыл компанию, чтобы начать новое дело в Европе. Он нашел партнеров в подходящей юрисдикции. Однако те провели проверку due diligence и отказали в сотрудничестве. Все дело в публикациях в СМИ, где предприниматель фигурирует как трейдер. В статьях нет негатива или криминала. Однако европейские инвесторы не захотели вести дела с человеком, связанным с трейдингом.