Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 14.09.2020, 15:16

Как не ошибиться при выборе франшизы на рынке образовательных услуг

Максим Сигал, директор по развитию Maximum Education, рассказывает, на что обратить внимание при выборе франшизы образовательного проекта: какие вопросы задать владельцам материнской компании, что должно насторожить и от чего лучше отказаться

В 2017 году аналитики прогнозировали сумасшедший рост EdTech: уже тогда масштабы рынка эксперты оценивали в 20 млрд руб., а в пятилетней перспективе ожидали рост до 50 млрд.

К сентябрю 2019 года рынок достиг 30 млрд руб. Потенциал, масштабы рынка, рост и толчок, который дополнительно дала пандемия, позволяют предположить появление новых компаний и масштабирование тех, кто уже существует не первый год.

Закономерным стал и рост количества образовательных франшиз: в 2017 году их было 83, в 2019 году — уже 135. Как ни странно, во время карантина спрос на франшизы только рос. По прогнозу Российской ассоциации франчайзинга, этот рынок в 2021 году может вырасти почти на четверть за счет малых и средних предприятий.

Почему рынок растет

На рынке частного образования сложилась интересная ситуация. До пандемии к онлайн-образованию было настороженное отношение, чувствовалось недоверие — и к эффективности, и к качеству услуг.

После тотального перехода на дистанционное обучение всем школьникам и их родителям пришлось попробовать на вкус онлайн-образование. С одной стороны, они поняли, что это не страшно. C другой стороны, увидели, что школа не всегда справлялась, в связи с чем появился интерес к частному сектору дополнительного образования для школьников, прежде всего — онлайн.

И хотя учебный год 1 сентября начался в классах, опасения по поводу второй волны остаются. Заметно, что потенциальные клиенты частных образовательных компаний, готовы вкладывать в дополнительное образование детей, чтобы дать им своего рода подушку безопасности. Тенденция к росту рынка дополнительных образовательных услуг онлайн, думаю, будет только усиливаться.

Как часто бывает на растущем рынке, появляется много компаний, нацеленных на получение быстрой прибыли. Они не инвестируют много ресурсов в создание качественного продукта, делая основной фокус на воронках продаж. Рынок растет, есть хайп и многим удается быстро нарастить клиентскую базу. Избегая долгосрочных инвестиций такие компании начинают множить франшизы, фактически продавая воздух, а не образование.

Рекомендуем
«Умные» финансы: как приумножить накопления в кризис
Узнайте, как уберечь деньги от инфляции и оформить иностранную карту, — на интенсиве РБК Pro
Пройти интенсив

Как провести аудит франшизы

Желание заработать на растущем рынке — коммерчески оправдано, но, если вы собираетесь работать на образовательном рынке, то стоит более тщательно отнестись как к подбору образовательной ниши, так и к аудиту франшизы.

Давайте разберем некоторые особенности образовательных франшиз, на которые обязательно нужно обратить внимание при подборе партнера, особенно в такой непростой период.