РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как не ошибиться при выборе франшизы на рынке образовательных услуг

Образование Статьи Maximum Education
Максим Сигал, директор по развитию Maximum Education, рассказывает, на что обратить внимание при выборе франшизы образовательного проекта: какие вопросы задать владельцам материнской компании, что должно насторожить и от чего лучше отказаться

В 2017 году аналитики прогнозировали сумасшедший рост EdTech: уже тогда масштабы рынка эксперты оценивали в 20 млрд руб., а в пятилетней перспективе ожидали рост до 50 млрд.

К сентябрю 2019 года рынок достиг 30 млрд руб. Потенциал, масштабы рынка, рост и толчок, который дополнительно дала пандемия, позволяют предположить появление новых компаний и масштабирование тех, кто уже существует не первый год.

Закономерным стал и рост количества образовательных франшиз: в 2017 году их было 83, в 2019 году — уже 135. Как ни странно, во время карантина спрос на франшизы только рос. По прогнозу Российской ассоциации франчайзинга, этот рынок в 2021 году может вырасти почти на четверть за счет малых и средних предприятий.

Почему рынок растет

На рынке частного образования сложилась интересная ситуация. До пандемии к онлайн-образованию было настороженное отношение, чувствовалось недоверие — и к эффективности, и к качеству услуг.

После тотального перехода на дистанционное обучение всем школьникам и их родителям пришлось попробовать на вкус онлайн-образование. С одной стороны, они поняли, что это не страшно. C другой стороны, увидели, что школа не всегда справлялась, в связи с чем появился интерес к частному сектору дополнительного образования для школьников, прежде всего — онлайн.

И хотя учебный год 1 сентября начался в классах, опасения по поводу второй волны остаются. Заметно, что потенциальные клиенты частных образовательных компаний, готовы вкладывать в дополнительное образование детей, чтобы дать им своего рода подушку безопасности. Тенденция к росту рынка дополнительных образовательных услуг онлайн, думаю, будет только усиливаться.

Как часто бывает на растущем рынке, появляется много компаний, нацеленных на получение быстрой прибыли. Они не инвестируют много ресурсов в создание качественного продукта, делая основной фокус на воронках продаж. Рынок растет, есть хайп и многим удается быстро нарастить клиентскую базу. Избегая долгосрочных инвестиций такие компании начинают множить франшизы, фактически продавая воздух, а не образование.

Как провести аудит франшизы

Желание заработать на растущем рынке — коммерчески оправдано, но, если вы собираетесь работать на образовательном рынке, то стоит более тщательно отнестись как к подбору образовательной ниши, так и к аудиту франшизы.

Давайте разберем некоторые особенности образовательных франшиз, на которые обязательно нужно обратить внимание при подборе партнера, особенно в такой непростой период.