Опубликовано 16.09.2020, 14:02
На первый взгляд субаренда может показаться идеальным способом экономии, который подойдет любому бизнесу. Однако, на практике все не так просто, как кажется на первый взгляд. Далеко не каждый владелец бизнес-центра дает право арендатору сдавать помещение в субаренду. И даже если он не возражает, то поиск субарендаторов, перепланировка офиса, разделение расходов на управляющую компанию (УК) — все это ложится на плечи компании. Вряд ли в таких условиях кому-либо удастся серьезно заработать на сделке (как правило, ставка ниже оригинальной на 10-15%). Тем не менее, это может стать хорошей антикризисной мерой на время, пока рынок не восстановится.
На протяжении последних нескольких лет компании, ориентированные на быстрый экстенсивный рост, выбирали просторные офисы с возможностью предоставления гибких рабочих мест для региональных сотрудников. В свете сегодняшних реалий, когда идет перевод сотрудников на удаленку и даже серьезные сокращения, подходы к бизнесу приходится менять на ходу.
По данным компании CBRE, с конца марта 2020 года рынок субаренды увеличился на 93%. JLL прогнозирует увеличение количества свободных офисных площадей в Москве к весне 2021 года всего на 3%. Это объясняется в первую очередь тем, что в ближайшее время владельцы недвижимости не планируют вводить новые объекты, а также положительной динамикой субаренды.
Один из ключевых вопросов при субаренде — договориться с арендодателем, на каких условиях он будет готов согласовать сделку, каким образом будут делиться эксплуатационные расходы, и как они будут рассчитываться. Существует два варианта развития событий:
Заключая договор с субарендатором, необходимо четко прописать, кто за что будет платить. Известный принцип обо всем договариваться на берегу тут особенно критичен: рекомендуется составлять акт разграничения ответственности и эксплуатации площадей.