РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Подкасты в России все популярнее: каковы перспективы для рекламодателей

Маркетинг PR и коммуникации Статьи NMi Group
В последние два года в России набирают популярность подкасты. О самом явлении, а также о том, стоит ли эту площадку рассматривать как рекламную, рассказывает Ирина Михеева, заместитель генерального директора NMi Group
Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

В англоязычном мире подкасты давно стали мейнстримом. По состоянию на 2020 год в США уже более 50% населения слушают их постоянно и около 70% знают об их существовании. В 2018 году даже был экранизирован сериал на основе одноименного подкаста.

В России интерес к подкастам впервые появился 15 лет назад. Тогда радио- и телеведущий Василий Стрельников создал платформу rpod.ru, где можно было выкладывать свои подкасты и слушать чужие. С тех пор происходило постепенное развитие этого жанра, а бум интереса к нему пришелся только на 2019 год.

Результаты опроса ВЦИОМа, проведенного в начале 2020 года, показывают, 19% россиян слушают подкасты (примерно такая картина была в США пять лет назад). В основном это слушатели из возрастных категорий 18–24 и 25–34. 61% опрошенных о подкастах ничего не знают.

По данным исследования пользователей интернета в России, проведенного Tiburon Research, 26% опрошенных в возрасте от 16 до 55 лет ежемесячно слушают подкасты. В основном это люди со средним доходом и выше среднего. Также авторы исследования интересовались, откуда аудитория узнает о новых подкастах. В основном информацию люди получают из интернета, от знакомых и из других подкастов.

Сейчас все продвинутые СМИ обзавелись подкаст-разделами: начала Meduza, сейчас они есть у РБК, «Коммерсанта», «Афиши», образовательного проекта «Арзамас» и т.д. Развиваются подкасты, которые дублируют офлайн-радио BBC и «Радио Маяк». На рынке появились частные студии, которые занимаются выпуском подкастов. Записывают их и обычные люди, имеющие аудиторию в соцсетях.

После того как в России запустили интернет-сервис Spotify, российским слушателям стал широко доступен западный рынок подкастов. Тут же развивается и ниша подкаст-блогеров.

Пик популярности подкастов пришелся на период самоизоляции, что предсказуемо. Большая часть российской аудитории — женщины. Они чаще слушают подкасты дома, в то время как мужчины — во время работы и в дороге.

Почему люди слушают подкасты

1. Это удобно. Слушать подкаст можно в любом месте, в любое время, параллельно с другими занятиями.

На слуху: почему аудиокниги и подкасты набирают популярность
Индустрия развлечений Статьи Deloitte
Фото:Siddharth Bhogra / Unsplash

Сейчас появились даже специальные сервисы и программы, которые переводят печатные статьи в аудиофайл, и ознакомиться с ними можно в дороге, не выделяя специально время. То есть фактически из текста делается подкаст. Появление таких инноваций явно свидетельствует о том, что текстовый формат не столь удобен для ритма современной жизни. Подкасты — оптимальное решение этой проблемы.