Материал раздела Основной

С чистого листа: зачем и как «обнулять» бизнес

Иногда бизнесу требуется полное переосмысление успешных в прошлом процессов, стратегий и принципов организации. Что такое «подход с нуля» (Zero Based) и как он способен обеспечить дополнительный рост и конкурентоспособность бизнеса?

Более половины компаний из списка Fortune 500 образца 2000 года на сегодняшний день перестали существовать. Во многом это произошло из-за того, что их бизнес-модели были инертными, а менеджмент удовлетворялся достигнутыми результатами и не был способен достаточно быстро оптимизировать деятельность компании.

Те же факторы и деловая активность компаний, которые готовы меняться, приведут к тому, что к 2027 году 75% компаний актуальной версии рейтинга уступят свое место кому-то другому. Так, более трети финансовых директоров крупных компаний, опрошенных Accenture по всему миру, считают, что их бизнеса через семь лет уже не будет.

Когда речь заходит об управлении расходной частью бюджета, большинство компаний сталкиваются с одинаковыми проблемами:

  • измерением целевых показателей бюджета в процентах от предыдущего отчетного периода;
  • подходом к оценке эффективности, который ориентируется только на баланс дохода прибыли и убытков;
  • представлением, что ресурсы можно только или потратить, или потерять;
  • неспособностью поддерживать показатели экономии средств на нижнем целевом уровне.

Помимо этого, в компаниях часто складывается ситуация, когда никто не несет ответственность за расходы и прозрачность в работе. В результате бизнес не понимает объективный уровень необходимых для нормальной работы издержек.

Те же проблемы есть и в сфере управления человеческими ресурсами. Часто целевая численность персонала определяется на основе исторических подходов и цифр (например, когда новых людей нанимают пропорционально росту бизнеса), а оптимизация делается «волевым усилием» на основании спущенных сверху процентов. При этом никто не проводит детальный анализ активности работников, чтобы понять, насколько их работа релевантна и оптимальна, и не анализирует существующие компетенции.

Время обнулиться

Компании важно поймать момент, когда приходит время сменить парадигму мышления: вместо того, чтобы ориентироваться на исторические данные, сложившиеся подходы, процессы и модели, нужно сфокусироваться на настоящем и будущем, а не прошлом. Ведь для того, чтобы двигаться в будущее и отвечать на конкурентные вызовы, невозможно все время отталкиваться от «исторически сложившегося» опыта. Конечно, учитывать уроки прошлого нужно, но не стоит давать им себя ограничивать.

Чтобы менять менталитет компании и культуру управления или перезапустить программы, направленные на трансформацию бизнеса, крупный бизнес все чаще выбирает подход «с нуля» («Zero Based»).