РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Три эпохи эволюции логистики: от таблиц в Excel к самоуправляемым дронам

Логистика Статьи Крок
Анастасия Гончарова, руководитель направления «Управление логистикой» ИТ-компании КРОК, рассказывает о трех этапах эволюции, через которые прошла сфера управления цепочками поставок, и прогнозирует, каким будет следующий этап
Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

Формат управления компаниями изменился. На место функционального подхода пришел процессный. И это уже не тренд и не дань моде, а фрейм, в котором работают все — от стартапов в Кремниевой долине до транснациональных корпораций, чьи офисы расположены в каждой столице мира.

Одновременно с эволюцией подходов к ведению бизнесу шла и эволюция ИТ-систем — от почтовых клиентов к CRM, HRM, BPM, ERP и многим другим цифровым платформам. С их помощью компании обеспечивают эффективное и поступательное развитие. Не исключение и системы управления одной из самых комплексных частей «реального сектора» — логистики. Они прошли через три этапа:

  • сбор и анализ исторических данных;
  • построение централизованных цифровых хабов;
  • создания цифровых двойников цепочек поставок.

Эпоха аналитики данных

В 2000-е в связи с ростом объема неструктурированных данных в сложных процессах (внутри и за пределами компании, во взаимодействиях с клиентами и партнерами) самой большой проблемой в цепочке поставок был их анализ.

Внедрение систем анализа данных стало одним из ключевых элементов прозрачности логистических потоков. Современные системы консолидируют и отображают их из самых разных источников. Это позволяет иметь доступ к показателям на каждом этапе цепочки поставок.

Субъекты логистики связаны между собой материальными, финансовыми и другими информационными потоками. Ими одновременно обмениваются все части цепи поставок. Связи между разными ее элементами могут быть прямыми или косвенными: чем их больше, тем сложнее система.

Анализ данных помогает гибко управлять ассортиментом, формировать персонализированные предложения для клиентов, проводить сквозное интегрированное планирование. Кроме того, он позволяет снижать риски и потери — от мошенничества, некорректно спланированной цепочки поставок и т.п. Анализ данных играет важную роль в совершенствовании управления цепочками поставок. Эффект — сокращение времени доставки и разрывов в связке «производитель — поставщик», более качественный контроль и повышение производительности.

Эпоха централизованных хабов

Control tower, или «башня управления» цепочками поставок, — следующий этап.