Три эпохи эволюции логистики: от таблиц в Excel к самоуправляемым дронам
Формат управления компаниями изменился. На место функционального подхода пришел процессный. И это уже не тренд и не дань моде, а фрейм, в котором работают все — от стартапов в Кремниевой долине до транснациональных корпораций, чьи офисы расположены в каждой столице мира.
Одновременно с эволюцией подходов к ведению бизнесу шла и эволюция ИТ-систем — от почтовых клиентов к CRM, HRM, BPM, ERP и многим другим цифровым платформам. С их помощью компании обеспечивают эффективное и поступательное развитие. Не исключение и системы управления одной из самых комплексных частей «реального сектора» — логистики. Они прошли через три этапа:
- сбор и анализ исторических данных;
- построение централизованных цифровых хабов;
- создания цифровых двойников цепочек поставок.
Эпоха аналитики данных
В 2000-е в связи с ростом объема неструктурированных данных в сложных процессах (внутри и за пределами компании, во взаимодействиях с клиентами и партнерами) самой большой проблемой в цепочке поставок был их анализ.
Внедрение систем анализа данных стало одним из ключевых элементов прозрачности логистических потоков. Современные системы консолидируют и отображают их из самых разных источников. Это позволяет иметь доступ к показателям на каждом этапе цепочки поставок.
Субъекты логистики связаны между собой материальными, финансовыми и другими информационными потоками. Ими одновременно обмениваются все части цепи поставок. Связи между разными ее элементами могут быть прямыми или косвенными: чем их больше, тем сложнее система.
Анализ данных помогает гибко управлять ассортиментом, формировать персонализированные предложения для клиентов, проводить сквозное интегрированное планирование. Кроме того, он позволяет снижать риски и потери — от мошенничества, некорректно спланированной цепочки поставок и т.п. Анализ данных играет важную роль в совершенствовании управления цепочками поставок. Эффект — сокращение времени доставки и разрывов в связке «производитель — поставщик», более качественный контроль и повышение производительности.
Эпоха централизованных хабов
Control tower, или «башня управления» цепочками поставок, — следующий этап.