РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Кошмар на улице вузов: как локальные игроки сражаются за рынок EdTech

Образование Разработка ПО Статьи РБК
Пандемия дала новый импульс онлайн-образованию. Но кому достанется глобальный рынок — крупным интернет-платформам из США или местным компаниям Европы, Китая, Индии и других стран, хорошо знающим свои рынки?
Фото:Ethan Miller / Getty Images
Фото: Ethan Miller / Getty Images

К 2025 году объем мирового рынка онлайн-образования, согласно прогнозам Research and Markets, вырастет до $319 млрд — с $200 млрд в 2019 году. Росту способствует проникновение интернета во все более отдаленные уголки планеты. Большое преимущество получили американские первопроходцы, сумевшие привлечь значительное финансирование. Например, стоимость образовательной платформы Coursera, созданной профессорами информатики Стэнфордского университета в 2012 году, оценивается в $1,7 млрд. Компания привлекла $443 млн инвестиций.

Однако, выходя на зарубежные рынки, платформы из США обнаруживают, что там успели появиться свои очень сильные игроки. Самым дорогим EdTech-стартапом мира является не американская, а индийская платформа Byju’s, запущенная в 2011 году Байджу Равиндраном. Сила таких локальных компаний в том, что они заточены под местную систему образования: та же Byju’s готовит школьников именно к индийским экзаменам, вопросы на которых могут отличаться от тех, которые абитуриенту задают в западных университетах. Кроме того, далеко не все индийские школьники владеют английским и Byju’s предлагает им курсы в том числе на местных языках. Другими словами, национальные EdTech-проекты восполняют недостатки именно местных образовательных систем, и в этом их сила.