РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как мобильные кошельки теснят пластиковые карты на их же территории

Финансы Статьи Ланит
Мобильные кошельки становятся все популярнее, но все еще не могут одолеть главного соперника — пластиковые карты. Кирилл Горыня, CEO Cardsmobile (разработчик приложения «Кошелёк») рассказывает об основных игроках рынка платежей и их планах по его захвату

В 1997 году в автоматах Coca-Cola в Хельсинки появилась возможность купить бутылку газировки с помощью кода из платного СМС. Этот момент считается началом истории мобильных платежей.

Сегодня мобильные платежи преимущественно совершаются через мобильные кошельки, которые встроены в большинство смартфонов — такие приложения есть у Google, Apple и Samsung. Рынок не ограничивается ИT-гигантами: в 2019 году в мире насчитывалось около 170 подобных платформ, многие из которых принадлежат банкам, стартапам и ретейлерам.

География и основные игроки

В большинстве стран конкурируют три сервиса: Google Pay (появился в 2011-м), Samsung Pay (в 2015-м) и Apple Pay (в 2012-м). По прогнозам Juniper, число пользователей последнего по всему миру в 2020 году может вырасти до 227 млн человек. В 2018 году платежным решением компании Apple пользовались 140 млн человек.

Лидерство Apple в гонке неоспоримо — на два других сервиса приходится по 100 млн клиентов. Аналитики связывают такой отрыв компании от конкурентов с закрытостью систем iOS и iWatch — их разработчики запрещают каким-либо приложениям, кроме Apple Pay, подключаться к NFC-чипам.

В то же время до 2019 года в США лидировал мобильный кошелек Starbucks. Он доступен в приложении кофейни. В октябре сервис Apple все же вышел на первое место с 27 млн пользователей. При этом цифровой кошелек сети кофеен все еще обгоняет Google Pay, Samsung Pay и другие сервисы. Секрет популярности Starbucks — синергия платежей и лояльности: клиенты не только удобно и безопасно оплачивают фраппучино или колд брю, но и получают бонусные звезды и вознаграждения в момент покупки.

Лидером по числу пользователей мобильных кошельков является Китай. По разным оценкам, там кошельками пользуются от 50 до 81% населения страны. В Китае и некоторых странах Юго-Восточной Азии идет дуэль между продуктами компаний Alibaba и Tencent — платежными системами Alipay (запущена в 2004 году) и WeChat Pay (работает с 2013-го года или с 2005-го, если учитывать предшествовавший ей сервис Tenpay). В 2018-м аудитории сервисов оценивали в 800 млн и 1 млрд пользователей соответственно.