Как мобильные кошельки теснят пластиковые карты на их же территории
В 1997 году в автоматах Coca-Cola в Хельсинки появилась возможность купить бутылку газировки с помощью кода из платного СМС. Этот момент считается началом истории мобильных платежей.
Сегодня мобильные платежи преимущественно совершаются через мобильные кошельки, которые встроены в большинство смартфонов — такие приложения есть у Google, Apple и Samsung. Рынок не ограничивается ИT-гигантами: в 2019 году в мире насчитывалось около 170 подобных платформ, многие из которых принадлежат банкам, стартапам и ретейлерам.
География и основные игроки
В большинстве стран конкурируют три сервиса: Google Pay (появился в 2011-м), Samsung Pay (в 2015-м) и Apple Pay (в 2012-м). По прогнозам Juniper, число пользователей последнего по всему миру в 2020 году может вырасти до 227 млн человек. В 2018 году платежным решением компании Apple пользовались 140 млн человек.
Лидерство Apple в гонке неоспоримо — на два других сервиса приходится по 100 млн клиентов. Аналитики связывают такой отрыв компании от конкурентов с закрытостью систем iOS и iWatch — их разработчики запрещают каким-либо приложениям, кроме Apple Pay, подключаться к NFC-чипам.
В то же время до 2019 года в США лидировал мобильный кошелек Starbucks. Он доступен в приложении кофейни. В октябре сервис Apple все же вышел на первое место с 27 млн пользователей. При этом цифровой кошелек сети кофеен все еще обгоняет Google Pay, Samsung Pay и другие сервисы. Секрет популярности Starbucks — синергия платежей и лояльности: клиенты не только удобно и безопасно оплачивают фраппучино или колд брю, но и получают бонусные звезды и вознаграждения в момент покупки.
Лидером по числу пользователей мобильных кошельков является Китай. По разным оценкам, там кошельками пользуются от 50 до 81% населения страны. В Китае и некоторых странах Юго-Восточной Азии идет дуэль между продуктами компаний Alibaba и Tencent — платежными системами Alipay (запущена в 2004 году) и WeChat Pay (работает с 2013-го года или с 2005-го, если учитывать предшествовавший ей сервис Tenpay). В 2018-м аудитории сервисов оценивали в 800 млн и 1 млрд пользователей соответственно.