РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Гайд: как компании провести внутреннее расследование в кризис

Менеджмент Право Статьи Deloitte
В сложный период руководство прежде всего думает о том, что приносит доход здесь и сейчас. Поэтому внутренние расследования часто откладывают. Такой подход может привести к финансовым и репутационным потерям, а также навредить корпоративной культуре
Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

Три фактора риска

Согласно теории, выдвинутой американскими криминологами Эдвином Сатерлэндом и Дональдом Кресси, для того что мошенничество произошло, нужно сочетание трех факторов.

  1. Давление внешних обстоятельств,
  2. Возможность оправдать незаконные действия в собственных глазах.
  3. Возможность совершить мошенничество.

В кризис актуальными становятся все эти элементы.

Давление обстоятельств. В период экономической нестабильности финансовые проблемы выходят на первый план в любой стране. Россия не исключение: бизнес-активность сократилась, многие потеряли работу, но кредитная нагрузка не снизилась. Все это сказалось на доходах.

Возможность оправдаться. Вызванный пандемией кризис стал беспрецедентным во многих отношениях. Сейчас действительно непонятно, каким будет мир в будущем. В этой ситуации потенциальному преступнику проще оправдать свои действия. Если «есть возможность заработать сейчас», «все так делают» и «неясно, буду ли я завтра здесь работать, то «нельзя упускать возможность». Так рассуждает корпоративный мошенник.