Материал раздела Основной

На мелкие кусочки: что такое деконструкция стратегии и зачем она нужна

Что общего у Uber, авиакомпаний, музеев, производителей любых товаров, от фильтров для кофе до автомобилей и наборов Legо, объясняют эксперты Kearney Грег Портелл и Лорен Герард

Отбросьте инструкции

Стратегическая деконструкция ― это процесс, во время которого компания переосмысливает и перепридумывает всю свою деятельность, начиная с выбора сферы бизнеса и заканчивая моделью обслуживания клиентов. Обычно она проходит в два этапа:

  1. инвентаризация навыков и активов;
  2. перераспределение ресурсов.

Посмотрим на бизнес как на совокупность строительных блоков, из которых руководители создают новые проекты, преследуя меняющиеся цели. Многие компании похожи на начинающих игроков в Lego. Они берут набор, открывают его, раскладывают перед собой детали стандартным способом, скажем, ранжируют их по размеру и тщательно следуют инструкции по сборке.

Результат предсказуем: получается точная копия ракеты NASA или Большого зала Хогвартса из «Гарри Поттера». Но это только одна из возможностей, содержащихся в коробке. Разобрав законченный проект и отложив в сторону инструкции, вы освободите себя, чтобы построить из тех же самых деталей пиратский корабль, или форт, или что-то другое, что способно создать ваше воображение.

В бизнесе стратегическая деконструкция позволяет увидеть более широкий диапазон возможностей и, что еще более важно, выявить недостатки существующей организации. Только «разобрав» компанию на базовые составляющие, ее потенциал можно реализовать в полной мере. Для этого не нужно отказываться от существующих активов, достаточно просто перепрофилировать их.