РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

«Мелкие игроки выбывают»: как COVID-19 ударил по фермерским угодьям США

Сельское хозяйство Статьи Bloomberg
Небольшие фермы, снабжавшие продуктами местные ресторанчики, были самым быстрорастущим сегментом рынка сельского хозяйства США. Но из-за пандемии такие угодья оказались на грани вымирания
Фото: Fiona Goodall / Getty Images
Фото: Fiona Goodall / Getty Images

Ферма Shepherd's Way Farms занимает 44 акра (17,8 га) земли и находится в четырех часах езды к югу от местности Миннеаполис/Сент-Пол, или, как еще ее называют, Твин Ситис. Это сравнительно небольшой участок в регионе, где кукурузные и соевые поля раскидываются на тысячи акров. Но Shepherd’s Way не нужно много места для того, чтобы выращивать несколько дюжин овец, из молока которых производят удостоившиеся различных наград сыры. Что действительно нужно ферме, признается совладелец Стивен Рид, так это потребители, развитый рынок фермерских продуктов и рестораны, которые готовы заказывать еду, выращенную в том же регионе.

Рид не одинок. По всей Америке владельцы небольших ферм, которые построили бизнес на продаже местных продуктов, страдают из-за COVID-19. Это далеко не главные поставщики продуктов питания в США, но они играют важную роль в формировании здоровой и разнообразной продовольственной системы. Однако власти страны не обращают на них особого внимания, в отличие от крупных фермерских хозяйств и агропромышленных комплексов.

Почти весь прошлый век история американского продовольствия была неразрывно связана с консолидацией и коммерциализацией. Небольшие фермы превращались в крупные предприятия, которые снабжали продуктами продовольственных гигантов. Но в середине века некоторые все же начали считать существовавший порядок вещей неправильным. В 1971 году шеф-повар Элис Уотерс основала в Беркли, штат Калифорния, ресторан, который заказывал еду с местных ферм. Вскоре у движения появились свои последователи.

В наши дни так называемая концепция с фермы на стол позволяет сделать производителей продуктов и потребителей ближе друг другу и обеспечивает поставку свежих и вкусных продуктов, способствует развитию местного бизнеса, а также наносит меньше вреда экологии. В 2014 году региональное производство еды стало самым быстрорастущим сегментом в сельском хозяйстве. Оборот этого бизнеса составлял $11 млрд, а ежегодный рост превышал 10%. Рестораны, заказывающие еду у местных производителей, фермерские рынки, кооперативы и сервисы доставки свежих продуктов стали важными составляющими этого движения. Развитие регионального производства не только позволяло поддерживать сообщества жителей сельской Америки, но и вело к тому, что население страны стало питаться более здоровой пищей.

Рид основал Shepherd’s Way вместе с супругой в 1994 году. Тогда у них было 40 овец, а рынка фермерских продуктов просто не существовало на тот момент. Крупные корпоративные клиенты, доминирующие на продовольственном рынке США, не были заинтересованы в продукции небольших ферм. Так что Shepherd’s Way поспособствовала созданию кооператива, которому она продавала молоко, а также проделала непростой путь, чтобы найти своих клиентов. До пандемии 59% поставок приходилось на дистрибьюторов, продававших еду местным ресторанам. Ферма была прибыльна как никогда ранее. Но затем пришел COVID-19.