РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Алекс Лазовский

Фальшивые «единороги»: в какие компании не стоит инвестировать

Инвестиции Статьи Scale-Up
Многие инвесторы хотят вложиться в «единорогов» — частные стартапы, которые оцениваются в $1 млрд и выше. Рынок наполнен такими стартапами, но многие из них на поверку оказываются фальшивками. Расскажу, что отличает такие стартапы
Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

В последнее время «единороги» из мифа превращаются в реальность — по крайней мере, когда речь идет о частных стартапах. По данным CrunchBase, на июль 2020 года в 24 странах мира насчитывалось уже более 600 компаний-«единорогов» с суммарной капитализацией свыше $2 трлн. Ежемесячно этот список пополняется десятками компаний, достигших и превысивших оценку в миллиард долларов и тем самым заслуживших заветное звание «единорога».

И конечно, очень многие инвесторы задумываются о том, чтобы вложиться в такие компании. Еще бы: низкие процентные ставки, постоянный технологический рост, льготы со стороны государства, введенные в действие в США в 2012 году («единорогов» больше всего в США), — все это кажется очень привлекательным. Однако ситуацию усложняет то, что некоторые компании с высокой капитализацией — фальшивки.

Фальшивые «единороги»

Многим стартапам хочется получить прибыль от шумихи вокруг «единорогов». Поэтому некоторые из них, приближаясь к порогу капитализации в $1 млрд, искажают данные о своей оценке.

Например, работает такая схема: стартап с новым или даже внутренним инвестором выторговывает оценку до раунда (pre-money valuation) в размере $950 млн, а после получает $50 млн инвестиций. Таким образом, оценка стартапа после раунда (post-money valuation) составляет ровно миллиард долларов. По факту же такие компании используют финансирование не для развития и роста бизнеса, а в качестве маркетингового трюка.

Еще один вариант — стартап представляет в ложном свете свою отрасль. Например, обычное рекламное агентство (adtech) выдает себя за компанию по аналитике мобильных данных, работающую по модели SaaS, — и таким образом искусственно добивается в десять раз более высокой капитализации, чем реально заслуживает.

В конечном счете такие «единороги» оказываются фальшивками. Вложив в них средства, вы не получите той прибыли, на которую рассчитываете.

«Надувные пони»