РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Глава «Ашана» в России — РБК: «Бизнес-модель «Ашана» больше не работает»

Ретейл Продуктовый ретейл Менеджмент Статьи РБК
Йоханнес Толай, гендиректор российского «Ашана», рассказал РБК о том, как глобальные изменения в компании влияют на российский бизнес, о борьбе с коррупцией и планах по возвращению к росту выручки
Йоханнес Толай
Йоханнес Толай (Фото: предоставлено пресс-службой)

Появление французского Auchan в России в начале 2000-х стало знаковым событием для российского продовольственного рынка: у ретейлера перенимали технологии и новинки, а конкуренты подстраивались по ценам. Но после 2014-го ретейлер стал терять свои позиции: финпоказатели сети ухудшались, стал часто меняться менеджмент, на рынке активно обсуждали возможную продажу гипермаркетов, в 2020-м стало известно о серьезных случаях внутренней коррупции.

Йоханнес Толай, выходец из Globus и X5 Retail Group, в ноябре 2019-го возглавил «Ашан» в России. В интервью РБК он рассказал, как планирует вернуть позиции ретейлера, о финансовой помощи акционеров, а также о том, как компания прошла пик пандемии и теряла сотрудников.

«Когда меня спросили, хочу ли я управлять «Ашаном», я почти упал со стула»

— В последние несколько лет ретейлер и на домашнем — французском — и на зарубежных рынках, в том числе в России, снижает выручку и отказывается от части активов. В чем причины таких процессов? Или это сознательная стратегия?

— Нужно начать немного издалека. В компании в последние четыре года произошла смена поколения руководства: Эдгар Бонте (зять младшего брата основателя Auchan Жерара Мюлье, возглавил холдинг в марте 2019-го. — РБК) начал менять Auchan, адаптировать его к современному миру, менять менеджмент материнской компании и ее зарубежных отделений. Это нормальная, но не сильно стабильная фаза в жизни семейной компании, которой уже более 50 лет. Это надо пережить.

По сути холдинг был успешен, потому что семье Мюлье удалось построить целую экосистему из магазинов, ресторанов, девелопмента, финансовых сервисов, — это как маркетплейс в офлайне. Но наступил сложный момент, мир вокруг начал быстро меняться, и новому поколению управленцев Auchan нужно приспособить компанию к нему. В этом и моя задача тоже.

— В чем заключается эта адаптация применительно к России?

— В России до 2014–2015 годов «Ашан» был очень успешен: компания фактически открыла рынку понимание современной торговли, и локальная узнаваемость бренда, по нашим данным, сейчас составляет 96%. И мы понимаем, что потребители не забывают нас, даже небольшие положительные изменения получают мгновенный отклик.

Много лет главной компетенцией «Ашана» было ценовое позиционирование и ассортимент — большое количество французских и европейских товаров. И первая причина потери позиций — продовольственные санкции, из-за которых была потеряна часть ассортимента. Во-вторых, на рынке начал бурно развиваться формат магазина «у дома» и в результате доля супермаркетов и гипермаркетов уменьшается. Наконец, экономическая ситуация в России — ослабление рубля, изменение потребительских предпочтений — в последние годы показала, что бизнес-модель «Ашана» больше не работает так, как это было в первые 13 лет работы на рынке.

— «Ашан» так и не приспособился к работе в новых экономических условиях?

— Да, не смог. Но я не живу прошлым и действую сегодня, чтобы завтра быть лучше.