Глава «Ашана» в России — РБК: «Бизнес-модель «Ашана» больше не работает»
Появление французского Auchan в России в начале 2000-х стало знаковым событием для российского продовольственного рынка: у ретейлера перенимали технологии и новинки, а конкуренты подстраивались по ценам. Но после 2014-го ретейлер стал терять свои позиции: финпоказатели сети ухудшались, стал часто меняться менеджмент, на рынке активно обсуждали возможную продажу гипермаркетов, в 2020-м стало известно о серьезных случаях внутренней коррупции.
Йоханнес Толай, выходец из Globus и X5 Retail Group, в ноябре 2019-го возглавил «Ашан» в России. В интервью РБК он рассказал, как планирует вернуть позиции ретейлера, о финансовой помощи акционеров, а также о том, как компания прошла пик пандемии и теряла сотрудников.
«Когда меня спросили, хочу ли я управлять «Ашаном», я почти упал со стула»
— В последние несколько лет ретейлер и на домашнем — французском — и на зарубежных рынках, в том числе в России, снижает выручку и отказывается от части активов. В чем причины таких процессов? Или это сознательная стратегия?
— Нужно начать немного издалека. В компании в последние четыре года произошла смена поколения руководства: Эдгар Бонте (зять младшего брата основателя Auchan Жерара Мюлье, возглавил холдинг в марте 2019-го. — РБК) начал менять Auchan, адаптировать его к современному миру, менять менеджмент материнской компании и ее зарубежных отделений. Это нормальная, но не сильно стабильная фаза в жизни семейной компании, которой уже более 50 лет. Это надо пережить.
По сути холдинг был успешен, потому что семье Мюлье удалось построить целую экосистему из магазинов, ресторанов, девелопмента, финансовых сервисов, — это как маркетплейс в офлайне. Но наступил сложный момент, мир вокруг начал быстро меняться, и новому поколению управленцев Auchan нужно приспособить компанию к нему. В этом и моя задача тоже.