РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Скот Маккензи

Четыре направления «перезагрузки» покупательских привычек

Ретейл Продуктовый ретейл Статьи Nielsen
Пустые полки в магазинах, рекорды продаж, месячные запасы макарон и туалетной бумаги остались в прошлом. К середине 2020 года рынок FMCG стабилизировался. Но можно ли говорить о том, что жизнь вернулась в привычное русло? Едва ли, считают в Nielsen

Потребители действительно стали спокойнее реагировать на новости о распространении вируса. Однако в игру вступили иные факторы, которые в разной степени продолжат трансформировать покупательское поведение по всему миру даже после создания вакцины от COVID-19. По прогнозу Всемирного банка, глобальная экономика в 2020 году может сократиться на 5,2% — это станет сильнейшим снижением со времен Второй мировой войны. Центробанк России в рамках базового сценария прогнозирует самый сильный спад ВВП за 11 лет — на 6%.

Замедление экономики, рост безработицы и сокращение располагаемых доходов — пока эти и другие факторы почти не заметны глазу среднестатистического потребителя, но именно из-за них уже началась первая в своем роде «перезагрузка» покупательских привычек, которая будет определять состояние FMCG-ретейла в будущем. Проявляется она в четырех основных направлениях:

  1. меняется привычная корзина покупок,
  2. возник тренд на домашнее потребление и развитие сегмента «сделай сам»,
  3. появились новые рациональные мотивы шопинга,
  4. увеличились масштабы поиска выгодных предложений.

И если раньше на такие сдвиги уходили годы и месяцы, то сегодня — недели, а иногда и дни.

Новая корзина

С учетом текущих экономических прогнозов можно ожидать, что многие потребители окажутся не в состоянии поддерживать прежний уровень расходов, а список необходимых товаров значительно сократится. В качестве примера можно взять США, где на фоне пандемии произошел самый высокий скачок продаж товаров FMCG, согласно данным ретейл-аудита Nielsen (недельные продажи в разных странах с первой по 27-ю неделю 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года). С тех пор размер корзины хотя пока и превышает среднегодовое значение на 11%, но уверенно сокращается каждую неделю.

Одновременно идет процесс переосмысления содержания потребительской корзины, которому способствует более сильное переключение между каналами покупок.