РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Проклятие лидера: Apple может поплатиться за «диктатуру» App Store

Разработка ПО Статьи Bloomberg
За последние 12 лет Apple превратилась из неприметного игрока в одного из лидеров рынка смартфонов. Но компания продолжает играть по прежним правилам, из-за чего нажила себе неприятеля в лице Tencent и рискует попасть в немилость антимонопольщиков
Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

Когда в июле 2008 года Apple запустила свой AppStore, компанию, которая продавала по 12 млн айфонов в год, оценивали в $155 млрд. Сейчас производитель выпускает около 200 млн смартфонов, а стоимость предприятия достигла $2 трлн. За то время, пока вы читали два предыдущих предложения, Apple продала 60 мобильных устройств.

Самая дорогая в мире компания сильно изменилась, а вот принципы, которыми она руководствуется при управлении AppStore, остались прежними. Предприятие можно сравнить с немецким догом, который уже весит 120 фунтов (54,4 кг), но по-прежнему мнит себя щеночком. Но из-за спора с производителем популярного приложения Fortnite, а также пристального внимания со стороны антимонопольных органов Евросоюза и Министерство юстиции США, это несоответствие стало еще более заметным.

У разработчиков мобильных приложений, таких как Epic Games, которая выпускает Fortnite, две серьезные претензии к Apple. Первая связана с тем, что Apple удерживает 30% с любого дохода, который компании получают через AppStore (для приложений, использующих модель подписки, через 12 месяцев сумма взноса снижается до 15%). Вторая причина такова: сделать свое приложение доступным для пользователей iPhone можно, только разместив его в AppStore. Получается, почти все разработчики (за исключением тех, кто ничего не зарабатывает) должны платить Apple за то, чтобы их продукты оказались доступными на устройствах с операционной системой iOS. Разработчики называют это налогом на Apple.

Нереальный конфликт: как новый продукт перессорил топ-менеджеров Apple
Разработка ПО Инновации Менеджмент Статьи Bloomberg
Фото:Sophi Gullbrants / Bloomberg Businessweek

Такое положение дел не представляло особой проблемы, пока компания была далека от лидерства на рынке мобильных устройств. В 2008 году Nokia продала 468 млн телефонов — в 4 раза больше, чем Apple. Но компания обретала все больше влияния и уже могла позволить диктовать клиентам свои условия. Впрочем, если самим клиентам или разработчикам это не нравилось, вокруг по-прежнему было множество альтернатив. Кроме того, в те времена приложения сторонних разработчиков оставались довольно редким явлением в мире смартфонов. Да и сами мобильные устройства до развития 4G не могли заменить собой компьютер.