РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

План на конец света: как подготовить компанию к любому кризису

Менеджмент Статьи Bloomberg
Метод сценарного планирования помог SimpliPhi Power справиться с серьезным кризисом. Теперь специалисты компании объясняют, как малому бизнесу взять на вооружение ту же тактику и подготовиться к любым неожиданностям
Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

В декабре на сессии по сценарному планированию в компании по производству аккумуляторов SimpliPhi Power один из членов совета директоров предположил, что пандемия может серьезно ударить по экономике. Генеральный директор SimpliPhi Кэтрин фон Бург вспоминает как лишь закатила глаза в ответ на пессимистичное предположение. «Я даже не могла представить, что пандемия поставит мир на колени. По крайней мере, я точно не верила, что это произойдет с США», — признает она.

Спустя восемь месяцев выяснилось, что SimpliPhi неплохо преодолевает последствия кризиса: продажи систем накопления энергии выросли на 30% по сравнению с прошлым годом. Компании не пришлось проводить масштабные сокращения, более того, она даже наняла восемь новых сотрудников.

Фон Бург говорит, что предприятию удалось выстоять благодаря сценарному планированию. Такой процесс заставляет задуматься о самых маловероятных сценариях развития событий. При этом вам не обязательно в них верить, достаточно продумать стратегии выживания при определенных обстоятельствах, объясняет фон Бург. Чтобы подготовить SimpliPhi к возможной пандемии, она увеличила резервы компании и запасла необходимые материалы. «Суть этого упражнения не в том, чтобы научиться предсказывать будущее, а в том, чтобы протестировать вашу бизнес-модель в различных сценариях», — говорит член совета директоров SimpliPhi Хантер Ловинс.

Ловинс и фон Бург поделились советами о том, как освоить сценарное планирование и применить его в небольшой компании.

Помните, что вы не в вакууме. «Многие компании работают так, как будто они находятся внутри воздушного шарика: они не видят дальше собственного носа», — объясняет Ловинс. В основе их обычного планирования лежит тезис о том, что будущее достаточно предсказуемо. Но сценарное планирование сильно отличается — оно дает вам понять, что вы даже не догадываетесь о глобальных событиях, которые могут произойти, говорит она. Этот метод призван изменить ваши традиционные представления о будущем и заставить вас вообразить себе вероятные, но принципиально новые сценарии развития событий, которые могут сильно изменить ваш бизнес. Вам стоит основывать эти сценарии на социальных, технологических, экономических и природных событиях, которые влияют на этот мир. Высадка марсиан на Землю — едва ли то, о чем нужно беспокоиться, а вот риск глобальной пандемии стоит иметь в виду.

Смиритесь с неопределенностью. В Royal Dutch Shell давно взяли на вооружение эту тактику. Один из бывших топ-менеджеров компании указывал в своей статье в Harvard Business Review на необходимость отказаться от привычного образы мысли, лежащего в основе обычного бизнес-планирования и предполагающего, что будущее будет сильно похоже на настоящее. Смысл в том, чтобы сделать ваш бизнес более устойчивым, заранее протестировав возможные сценарии. Сценарное планирование можно использовать в компаниях любого размера, оно подойдет для любой сферы, отмечает Ловинс, которая учит этой тактике студентов Колледжа Бард, получающих MBA в области устойчивого развития. Если у вас небольшая компания, то на сценарное планирование уйдет примерно полдня, хотя в первый раз, возможно, придется потратить целый день. Но это должно быть весело, к тому же подобные обсуждения помогут повысить вовлеченность работников.