РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как офлайн-ретейлеру перевести массовый персонал на гибкий график работы

Ретейл HR Статьи Ланит
Во время пандемии COVID-19 у офлайн-ретейлеров появился удачный момент перевести персонал на гибкий график работы. Потребность назрела давно. Как ее реализовать, рассказывает Константин Саратцев, сооснователь HR-tech-платформы Goodt (входит в ГК «Ланит»)
Фото:Maja Hitij / Getty Images
Фото: Maja Hitij / Getty Images

Простои и переработки — хроническая болезнь традиционного ретейла

Сотрудники большинства торговых сетей привыкли работать 12-часовыми сменами 2/2 или 8-часовыми сменами 5/2, хотя покупательский трафик в офлайн-рознице не бывает одинаковым. Его пики и спады зависят от множества факторов, начиная от времени суток, маркетинговых акций и сезона и заканчивая погодой, политической и эпидемиологической обстановкой.

Вынужденная необходимость оперировать в жестких графиках не позволяет работодателям тонко подстроить выход персонала под увеличение потока покупателей или его спад. В сочетании с недостаточно точным прогнозированием трафика это порождает нескончаемую череду простоев и переработок. Так складывается парадоксальная ситуация, в которой офлайн-розница тратит огромные средства на то, чтобы гарантировать постоянное присутствие работников в торговых точках, но количество персонала не согласуется с кривой спроса.

Ожидания vs реальность: опасения HR и желания работников

До недавнего времени многим в ретейле гибкие графики казались риском, который грозит подорвать рабочие процессы. HR-директора считали, что изменения могут обострить еще одну хроническую болезнь отрасли — высокую текучесть персонала: работники, привыкшие к фиксированным длинным сменам и гарантированному доходу, уволятся или уйдут к конкурентам.

Впрочем, исследования кадровых сервисов и внутренние опросы компаний свидетельствовали в пользу того, что сотрудники не против нефиксированных смен. Главное — они должны понимать выгоды для себя. Когда специалисты по кадрам столкнулись с наймом в условиях кризиса, они убедились в этом лично. Так, по данным опроса «Авито Работа», гибкий график — главный нематериальный критерий при выборе компании для 57% кандидатов на линейные позиции в рознице. На прошедшей в апреле 2020 года онлайн-конференции HR-директоров крупнейших розничных сетей Лариса Бодягина, директор по управлению персоналом и организационному развитию «Пятерочки», отметила, что в торговой сети и не предполагали, сколько людей будут заинтересованы в работе неполный день. На собеседованиях кандидаты говорят, что им нравится частичная занятость, так как она позволяет выбирать комфортный график работы.