РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Очередь — это опасно: как COVID-19 изменит аэропорты

Туризм Статьи Bloomberg
Мировые аэропорты сильно изменились после терактов 11 сентября. Теперь же опасность другого рода может повлечь новую волну радикальных преобразований. Bloomberg разбирался, станут ли аэропорты менее раздражающими, чем до пандемии
Фото:Jack Taylor / Getty Images
Фото: Jack Taylor / Getty Images

Во время кризиса в сфере туризма, связанного с распространением COVID-19, пассажиры едва ли будут скучать по полосам препятствий, которые им приходилось преодолевать в международных аэропортах по всему миру. По прогнозам, международное сообщение удастся восстановить в полной мере не раньше 2023 года. А пока пассажиров будет не очень много, авиаузлы могут измениться до неузнаваемости: каких-то из этих преобразований многие ждали с нетерпением, о других же даже не могли подумать.

Среди последних новшеств: кабины для дезинфекции, сканеры биометрических показателей, терминалы для автоматического прохождения таможенного и пограничного контроля, а также усовершенствованные версии киосков для самостоятельной регистрации. Все вместе это может стать самым масштабным изменением со времен 11 сентября.

«Традиционно проектирование аэропорта подразумевало столпотворение людей в двух направлениях», — объясняет Мэттью Джонсон, директор авиационного направления архитектурной фирмы Gensler, который помогал с реновацией аэропорта LAX в Лос-Анджелесе стоимостью $14 млрд. Обычно план аэропорта напоминает букву Х, в которой формируются две воронки пассажиров — они попадают внутрь через разные входы, а потом скапливаются в зоне досмотра и проверки документов, а после прохождения всех процедур разбредаются к своим гейтам. Подобным образом стали проектировать аэропорты после террористических атак 2001 года — тогда усиленная проверка стала синонимом безопасных перелетов.

Но если раньше длинные очереди могли ассоциироваться с защищенностью, то теперь большие скопления народа представляют опасность для здоровья пассажиров. «COVID-19 может все поменять», — говорит Джонсон, который предлагает отказаться от планировки в форме буквы X. Он отмечает, что аэропорты могут стать похожими на казино — они будут буквально напичканы камерами наблюдения и различными сенсорами. Примером может служить «умный» тоннель в международном аэропорту Дубая, где личность пассажиров распознают, сканируя сетчатку глаза. А усовершенствованные рентгеновские технологии помогут выявить угрозу на расстоянии — людям не придется стоять в очереди, снимать одежду и даже ставить чемодан в специальную корзину.

Благодаря радикальным изменениям аэропорты могут превратиться из уголков разочарования в цитадели инноваций. Вот что уже поменялось, а что может быть внедрено в ближайшее время.