РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Первая скорость: что станет драйвером российского авторынка

Автопром и дилеры Прогнозы Сбербанк
За 7 месяцев продажи легковых автомобилей в РФ снизились на 19,3%. Это заставляет автопроизводителей и дилеров искать новые точки роста. На рынке и появилось несколько интересных ниш, о них рассказывает Владимир Ситнов, старший вице-президент Сбербанка
Фото:Leon Neal / Getty Images
Фото: Leon Neal / Getty Images

Продажи новых автомобилей в России сокращались еще до наступления кризиса. В 2019 году рынок упал на 2,3%, до 1,76 млн машин, аналогичную динамику прогнозировали аналитики по итогам 2020 года, но пандемия внесла свои коррективы. Из-за закрытых по всей стране дилерских центров апрель и май оказались гораздо ниже ожиданий — по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), сокращение продаж год к году в этих месяцах составило 72,4% и 51,8% соответственно. В июне, после снятия ограничений, падение уже не было столь драматичным — 14,6%, а в июле рынок показал рост 6,8%.

Однако, несмотря на позитивную динамику, в целом по итогам семи месяцев продажи легковых автомобилей упали на 19,3%. Смогут ли новые ниши дать рынку второе дыхание?

Интернет-магазин автомобилей

В последнее время многие «тяжелые» с потребительской точки зрения отрасли развивали онлайн-продажи и автомобильная — не исключение. В интернете можно было купить целый ряд марок (Renault, Nissan и др.), автопроизводители которых весьма успешно проводили маркетинговые акции по стимулированию спроса в этом канале продаж. Но до пандемии онлайн работал не в полную меру. По словам автодилеров, на интернет приходилось не более 5% выручки. Причина состояла в том, что у потребителей еще не сформировалась привычка покупать машины в интернете. Все-таки автомобиль — вещь практичная, недешевая, и люди опасаются приобретать его, не видя вживую.

Во время пандемии автодилеры были вынуждены заняться развитием онлайн-продаж и результаты оказались успешными. Некоторые бренды, несмотря на общее падение, сумели увеличить онлайн-продажи в три-пять раз.

По оценкам наших отраслевых специалистов, онлайн, возможно, станет неплохим каналом продаж для премиальных марок стоимостью свыше 2,5 млн руб. Во время пандемии состоятельные люди были готовы идти в онлайн и быстро инвестировать в этот актив.