Готовы ли ваши технологии к новой цифровой реальности — часть I
Единственное, что сегодня можно считать определенным, — это неопределенность. Ситуация с COVID-19 выявила острую необходимость формирования устойчивости к внешним воздействиям и развития цифровых возможностей. Предприятиям более важно, чем когда-либо, научиться реагировать на неожиданные и резкие изменения в своих цепочках поставок, во взаимодействии с клиентами, в том, где и как работают их сотрудники. Но многие к этому пока просто не готовы.
Проблема актуальна не только в период немедленного реагирования на COVID-19, но и в долгосрочной перспективе. Ожидания бизнеса, сотрудников и потребителей меняются с невероятной скоростью. Хотя развитие ситуации сильно отличается по регионам и отраслям, лейтмотив везде один: компании хотят научиться чувствовать и формировать новую реальность. Что же нужно, чтобы быть конкурентоспособным в будущем? Ключевыми станут три элемента:
- Неослабевающее внимание к действительно важным результатам.
- Новые методы работы.
- Грамотное использование цифровых и технологических возможностей.
Зрелые в цифровом отношении организации придерживаются этих принципов и, как показывает наше исследование, значительно превосходят отстающих. Мы называем такие организации бионическими — объединяющими возможности людей и технологий для достижения наилучших результатов. Эти предприятия вдохновляют на новаторство, эффективность и рост. Они лучше понимают характер своей деятельности и могут быстрее идти на радикальные перемены, необходимые в условиях кризиса. В целом они более жизнестойки.
Новая реальность, заставляющая задействовать цифровые каналы и системы удаленной работы на пределе возможностей, продемонстрировала ограниченность многих цифровых трансформаций. Многие компании до сих пор не опираются в своей работе на данные, не строят работу вокруг клиентов и не применяют принципы agile в той мере, в какой это необходимо. Они еще не вполне освоили ключевые инструменты для адаптации к новым тенденциям — расширенную аналитику и искусственный интеллект. Такие организации поставили перед собой долгосрочные цели, но сейчас им приходится справляться с непредвиденными и жизненно важными краткосрочными задачами.
Аналитики BCG разработали подход, который поможет компаниям подготовиться к новой реальности и стать более устойчивыми. В его основе лежат четыре ключевых императива:
- Обеспечение непрерывности бизнес-процессов.
- Пересмотр инвестиционного портфеля.
- Гарантия соответствия технологической службы требованиям будущего.
- Создание адаптивных цифровых платформ по обработке данных и информации.
В этом материале мы сосредоточимся на первых двух императивах. Некоторые шаги могут не соответствовать представлениям о трансформации, но в условиях пандемии COVID-19 стало понятно, что и сами правила ведения бизнеса изменились.
Цифровая зрелость повышает устойчивость
Во времена кризиса компаниям нужно получить быстрые ответы на несколько важных вопросов:
- Что продается?
- Как лучше всего взаимодействовать с клиентами?
- Какие слабые места у нашей цепочки поставок?
- Как поддержать сотрудников, работающих из дома?
Однако в условиях кризиса COVID-19 многим компаниям бывает сложно на них ответить.
Мы уже наблюдали, как зрелые с цифровой точки зрения организации пожинают плоды своей работы. По результатам исследования BCG, охватившего более 200 компаний, лидеры цифровой трансформации добились в 1,8 раза большего роста выручки, чем отстающие, а также более чем в два раза обогнали их по увеличению совокупной стоимости предприятия.
Кроме того, эти компании направляют большую долю инвестиций в такие сферы, как:
- искусственный интеллект;
- обучение сотрудников новым навыкам;
- повышение квалификации;
- новые методы работы.
Согласно выводам исследования, они находятся в более выгодном положении, позволяющем воспользоваться преимуществом устойчивости. Они максимально задействуют технологии и цифровые возможности для управления бизнесом в режиме реального (или почти реального) времени, таким образом укрепляя свои позиции в разгар кризиса.
Эта устойчивость может иметь важные последствия на мировой арене. По результатам нашего исследования, Азия во главе с китайскими компаниями, выступающими в роли цифрового локомотива региона, отличается наивысшим уровнем цифровой зрелости. После пика пандемии COVID-19 китайские компании, вероятно, зададут такой темп восстановления, за которым не смогут угнаться их конкуренты из Европы и США.