Материал раздела Основной

Выступать, как Стив Джобс: cоветы основателя re: Store Евгения Бутмана

В пандемию количество конференций выросло. Многим предпринимателям пришлось вживаться в роль спикера. И не все выглядели в ней органично. Дело в том, что спикерство — это многоборье. Итог зависит от умения хорошо выступить во всех дисциплинах
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Мне посчастливилось много лет работать с компанией Apple, и я прошел хорошую школу спикерства. Был период, когда я копировал интонации, жестикуляцию и риторические приемы Стива Джобса, выступления которого видел вживую, на ежегодных конференциях MacWorld в Сан-Франциско. Но после 25 лет работы в бизнесе и сотен выступлений в различных аудиториях я натренировался во всех элементах спикерского многоборья.

Вот эти элементы.

А. Спикер.

Б. Презентация.

В. Формат.

А. Спикер

Я делю профессиональных спикеров на две группы — консультанты (бизнес-тренеры) и управленцы (предприниматели, менеджеры). Представители первой группы чаще всего делают акцент на приемах и внешних атрибутах, второй — на содержании и практической ценности контента. Аудитория видит или блестящее выступление ни о чем, или содержательное, но невероятно занудное. Истина где-то посередине, в интеграции обеих школ. Те, кто осознал это, стали спикерами с большой буквы «С». Таких единицы. Расскажу, что их отличает.

1. Умение хорошо рассказывать

Многие ставят знак равенства между Спикером и Хорошим Рассказчиком (ХР). Каждый спикер должен быть ХР, или «душой компании». По сути, ХР — это форма, в которую или заливается содержание, или нет. Есть много ХР, арсенал которых составляет четыре истории, пять анекдотов и полдюжины риторических приемов. Не очень взыскательной аудитории этого достаточно. Особенно если речь идет про мотивационное выступление. Профессиональной аудитории нужны содержательность и глубина.

2. Содержательность

В теории во время выступления спикер стремится донести до аудитории что-то важное: минимум — новую информацию, максимум — новое знание. Но это в теории, а на практике спикеры часто кормят аудиторию банальностями и вчерашними новостями. Спикер, выступающий для галочки, гробит свою репутацию. Информация должна быть ценной, свежей и полезной, знание — востребованным. Это обязательно.