РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Никак не DaEdu: как сервис продажи автобусных билетов трижды менял модель

Автопром и дилеры Услуги Цифровизация Кейсы РБК
Цивилизовать «серый» рынок автобусных перевозок оказалось сложнее, чем планировали владельцы сервиса, основанного двумя партнерами. К торговле билетами онлайн оказались не готовы ни перевозчики, ни сами пассажиры
Андрей Казанцев
Андрей Казанцев (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Сегмент автобусных перевозок — один из самых нецифровых в России. «На авиарынке порядка 80% всех билетов продается онлайн, на железнодорожном — 60%, а если говорить о автобусных междугородних перевозках, по самым смелым оценкам, онлайн можно купить не более 5% билетов», — оценивает Андрей Казанцев, операционный директор сервиса поиска автобусных билетов DaEdu. Этот сегмент еще и не слишком цивилизованный, жалуется Казанцев: крупных перевозчиков в России мало, в основном действуют небольшие игроки, индивидуальные предприниматели, которые вышли из девяностых. Их бизнес-культура оставляет желать лучшего: около 10% всех поездок отменяется без предупреждения пассажиров и организаторы рейсов часто не считают нужным заранее уведомить людей, которые купили билет. «А бывает так: ты покупаешь билет заранее, чтобы не толкаться у кассы в выездной день и сэкономить, а потом перевозчик говорит, что автобус сломался, так что иди втридорога покупай билет на другой автобус, хотя на самом деле он тот же самый», — утверждает Казанцев.

Шесть лет назад основатели сервиса попытались этот рынок цивилизовать, запустив агрегатор, который продавал билеты онлайн, однако в итоге разочаровались в идее и продали проект. Новые владельцы два раза меняли бизнес-модель и наконец обрели уверенность, что у них начало получаться.