РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Прототипирование бизнеса и Process Mining: зачем это нужно компаниям

Менеджмент Цифровизация Статьи RAMAX Group
Николай Ситников, идеолог инноваций RAMAX Group, рассказывает, каким компаниям нужно прототипирование бизнеса и Process Mining, и как эти инструменты улучшают бизнес-процессы
Фото:ARMMY PICCA / Shutterstock
Фото: ARMMY PICCA / Shutterstock

Перед тем как начать разговор о прототипировании бизнеса и месте Process Mining в нем, давайте согласимся с некоторыми утверждениями.

  • Утверждение первое. Любая коммерческая организация должна приносить прибыль. Если мы говорим о государственном предприятии, то оно должно быть экономически эффективным и соответствовать требованиям законодательства страны.

*Далее мы будем говорить только о коммерческой организации, но те же принципы применимы и для госкомпании с минимальной адаптацией.

  • Утверждение второе. Прибыльность, рентабельность, эффективность компании определяется бизнес-моделью. Она может быть формальной или неформальной, но в любом случае определяет структуру цепочки формирования добавленной стоимости (value chain).
  • Утверждение третье. Кроме бизнес-модели в каждой компании есть операционная модель: совокупность формальных или неформальных требований, перечень документов и описаний бизнес-процессов, определяющих, кто, когда и в какой последовательности должен выполнять те или иные действия.

Если у вас в компании нет операционной модели (вы считаете, что ее быть не должно или она необязательна), то для управления вашим бизнесом Process Mining и прототипирования бизнес-процессов не требуется.

Если же вы хотите постоянно повышать эффективность своего бизнеса, то наравне с совершенствованием бизнес-модели (например поиском новых рынков сбыта, более выгодных поставщиков или производительного оборудования и т.п.) вы обязательно должны совершенствовать свою операционную модель. Process Mining и Process Prototyping — как раз те инструменты, которые необходимо внедрить.

Аналитика в реальном времени

Традиционные подходы к совершенствованию операционной модели в целом и отдельных бизнес-процессов в частности существуют с 60-х годов XX века. Они довольно разнообразны, их неоднократно проверяли на практике.

Одним из первых у многих в памяти всплывают понятие «бережливое производство» и концепция «шести сигм» (6 Sigma).

Без долгих согласований: как упростить бизнес-процессы в компании
HR Кейсы AB InBev Efes

В реальности таких подходов гораздо больше. Но у всех у них есть одно важное ограничение, которое влияет на свободу действий предпринимателя: эти методы предполагают, что вы владеете заклинанием Arresto momentum! , то есть можете «заморозить» текущий метод работы компании для обследования, неторопливого анализа, вдумчивого определения целевой ситуации и постепенного внесения необходимых изменений.

На практике же подобный метод анализа и внесения изменения в операционную модель работает некорректно по одной важной причине: текущая (обследуемая) и целевая (идеальная для вас) ситуации непрерывно меняются. Поэтому нужны новые инструменты, которые могли бы анализировать их именно в режиме реального времени.

Кому нужно прототипирование бизнес-процессов

Если у вас стабильная операционная модель, предприятие со штатом 1000–2000 сотрудников и невысокая интенсивность работы, то в роли аналитического инструмента для исследования и оптимизации бизнес-процессов хорошо работает «мозговой фонд компании», то есть экспертиза руководителей разного уровня.

Если же ваш бизнес крупнее, в штате более 2000 человек, в работе задействованы десятки и сотни различных процессов, множество из которых — сквозные, то вам однозначно требуется автоматизация в виде бизнес-прототипирования.

Что же входит в это понятие?