РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Евгений Лапшин

Три горизонта инноваций: как не проспать технологическую революцию

Инновации Статьи MOL Russ
Человечество пережило несколько технологических прорывов. Двигатель, электричество, компьютеры — все эти инновации задавали новые правила игры на рынке и отсеивали тех, кто не мог по ним играть. Как не примкнуть к отстающим во время очередного прорыва?

Мы стоим на пороге четвертой промышленной революции и технологической сингулярности: новые технологии появляются чуть ли не ежедневно, а те из них, которые 10–20 лет назад считались вершиной прогресса, сегодня безнадежно устарели. В таких условиях руководитель любой компании должен, прежде всего, думать о том, как создать и внедрить инновации, причем на трех горизонтах развития — краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном.

В этой статье расскажу о том, как поддерживать готовность своей компании к появлению прорывных инноваций на каждом из горизонтов и дам конкретные советы по поводу того, где искать свежие идеи.

Краткосрочная перспектива: что стоит сделать прямо сейчас

Начнем с простого: у вас есть понимание того, что вашей компании нужны инновационные решения, и вы хотите получить представление об уже доступных технологиях. Есть несколько источников, позволяющих эффективно отслеживать краткосрочные тренды:

  • Выставки и отраслевые конференции — мероприятия из вашей сферы деятельности, а также мероприятия общеэкономического и управленческого характера — например, для меня это прежде всего выставки «Нефтегаз» и «Российская энергетическая неделя». Основное преимущество выставок состоит в том, что их участники демонстрируют передовые решения, которые появились совсем недавно, но уже готовы к внедрению — или будут готовы в самое ближайшее время. Поэтому рекомендую внимательно следить за расписанием подходящих вам мероприятий. Составить его можно, к примеру, с помощью выставочного портала Total Expo;
  • Отчеты аналитиков. Крупные консалтинговые компании уделяют максимальное внимание инновациям и их влиянию на рынки, технологические сферы, разные виды бизнеса. Большая часть аналитики закрыта и предназначена лишь для непосредственных заказчиков. Если у вас пока нет желания или возможности заказать анализ для себя, то хотя бы посмотрите публичные отчеты. Я рекомендую обратить внимание на McKinsey. Компания регулярно публикует глобальные исследования, вроде «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста»;
  • Профильные СМИ. Изданий, которые фокусируются на инновациях, более чем достаточно. Среди зарубежных отмечу NBC News или TechXplore. Регулярно пролистывая профильную прессу, вы сможете поддерживать общее представление об индустрии инноваций в периоды между выставками — и уже будете знать, чему стоит уделить особое внимание. Этих источников вполне достаточно для того, чтобы держать руку на пульсе событий, происходящих прямо сейчас.

Среднесрочная перспектива: отслеживаем передовые идеи