Материал раздела Основной
Если раньше компании, отказавшись от части сотрудников, стремились сокращать и офисные площади, сегодня ситуация другая — уменьшая штат, компании вынуждены увеличивать расстояние между рабочими местами, чтобы офис соответствовал нормам санитарной безопасности. Другими словами, компаниям приходится платить за пространство, превышающее их реальные нужды, — при объективном снижении производительности труда и выручки. Некоторые международные компании, с которыми мы работаем, уменьшили штат в три раза по сравнению с докризисным временем, но продолжают нести аренду в полном объеме и, более того, проинвестировали дополнительные средства в решение вопроса офисной безопасности — создали правила пребывания в офисе, обозначили маршруты передвижения с разлиновкой дорожек и границами социальной дистанции, разместили в офисе пиктограммы, подсказывающие, как вести себя в определенной рабочей зоне.
Как бизнес будет восполнять производственные потери и оптимизировать издержки? В новых условиях, думаю, станет активно развиваться удаленная работа, задействующая трудовые ресурсы в тех регионах, где оплата труда ниже, чем в крупных городах. По этому пути, например, уже давно идут крупные банки, финансовые институты, мобильные операторы, организующие свои call-центры в отдаленных от столицы регионах. В период пандемии тенденция будет только усиливаться. Сотрудников, доказавших свою эффективность на самоизоляции, скорее всего, тоже отправят работать из дома или переведут на гибкий график. И коль скоро сотрудников в офисе станет сильно меньше, при достижении минимальных показателей по безопасности компании все же будут избавляться от офисных излишков. А при несговорчивости собственников будут искать более подходящее по метражу и цене офисное пространство.