РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Перенасыщение и сверхконкуренция: каковы последствия пандемии для ретейла

Ретейл Интернет-торговля Статьи SAP CIS
Рост трафика онлайн, усиление конкуренции, изменение ассортимента, пересмотр цепочек поставок и складской логистики, эксперименты с форматами. Андрей Горяйнов, заместитель генерального директора SAP CIS, рассказывает об актуальных переменах в ретейле
Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

Розничная торговля — одна из тех отраслей, которые сильнее всех почувствовали на себе последствия кризиса.

С одной стороны, продуктовый сегмент розницы продолжает активно работать и отмечает рост, измеряемый двузначными цифрами. Например, оборот «СберМаркета» во втором квартале 2020 года составил 5,2 млрд руб. — в 15,6 раза больше, чем за аналогичный период годом ранее. К концу года аналитики прогнозируют рост рынка экспресс-доставки продуктов питания с 0,7 млрд до 30 млрд руб.

С другой стороны, вся непродуктовая розница находится в глубочайшем кризисе и несет миллиардные потери. Fashion-бренды ищут способы по-новому взаимодействовать с клиентами, продвигают инструменты онлайн-показов, консультируют в соцсетях и мессенджерах и вводят услуги доставки с примеркой. В целом, прогнозирует Минэкономразвития, оборот розничной торговли в России в текущем году снизится на 5,2%.

Давайте разберем новые вызовы, с которыми сейчас сталкивается ретейл, — что может ждать отрасль после пандемии и как технологии могут помочь ей пережить последствия. Цифровизация уже стала для многих одним из инструментов выживания и выхода из кризиса, а теперь от нее зависит дальнейшее развитие компаний розничной торговли.

Вызов 1: бурный рост онлайн-продаж

Когда в период самоизоляции большинство розничных точек были закрыты, у ретейлеров осталось не так много каналов продаж. Основной — онлайн-торговля. Почти вся розница к сегодняшнему дню уже либо запустила ее, либо планирует запустить в ближайшее время.

Каковы контуры будущего ретейла России после пандемии
Ретейл Прогнозы ЦСП «Платформа»
Фото:Михаил Джапаридзе / ТАСС

Если раньше многие компании, в особенности продуктовый ретейл, относились к онлайну с большим скепсисом (прежде всего в силу небольшого спроса и низкой окупаемости), то сейчас это основной фокус развития и роста продаж. Многие онлайн-ретейлеры на своих площадках начали продавать несвойственные для них товары. Например, Lamoda включила в ассортимент продукты питания с длительным сроком хранения.

Может показаться, что сейчас не стоит инвестировать в онлайн, правильнее и эффективнее дождаться окончания пандемии, когда все будет как раньше. Однако данные из Китая и других стран, прошедших пик эпидемии, показывают, что люди поняли преимущества онлайн-канала. В этих странах даже после окончания карантина сохранилась хорошая динамика и рост онлайн-продаж в розничном сегменте.

Если раньше в России был небольшой выбор компаний, которые могли привезти домой продукты или одежду, то скоро этот рынок станет перенасыщенным и сверхконкурентным. А клиенты будут голосовать кошельком за лучшую цену и сервис.