РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Кирилл Меньшов

CDO: необходимость, дань моде или временная должность

HR IT Статьи Ростелеком
Цифровая трансформация перестала быть хайпом — общее развитие технологий и посткарантинные изменения ясно дают понять: она необходима. Если, конечно, есть желание развивать бизнес. Нужен ли для этого отдельный высокооплачиваемый специалист?
Фото:ESB Professional / Shutterstock
Фото: ESB Professional / Shutterstock

В таких условиях и появляются CDO (Chief Digital Officer), то есть директора по цифровой трансформации. На четырех сценариях я постараюсь объяснить, зачем такой человек нужен бизнесу, чего от него ждут, как именно он может вписаться в процесс трансформации в зависимости от того, на что готовы другие участники.

Кто и зачем идет в CDO

Итак, цифровая трансформация — это серьезный процесс, которым должен руководить человек, понимающий, что он делает и зачем. По умолчанию предполагается, что в ведении такого человека будет практически все, что относится к процессу трансформации: общая политика компании в этом направлении, контент, маркетинговые активности, реализация стратегии, сбор и накопление полезных компетенций, понимание того, как именно оцифровать тот или иной пакет услуг компании.

К его же компетенциям относится и создание новых бизнес-моделей, а также реализация плотной связки между приоритетами компании и новыми цифровыми возможностями.

Соответственно, на эти позиции часто претендуют люди с довольно определенным складом ума и, что важно, с конкретным практическим опытом. Аналитики Gartner выделяют топ-3 занятий и направлений деятельности на этой должности.

  1. Анализ данных. 77% опрошенных CDO заняты вопросами использования данных, для того чтобы помочь компании достигнуть конкурентного преимущества.
  2. Цифровой консультант. 71% становятся лидерами мнений в плане создания цифровых моделей работы, помогают сформировать общее видение цифровизации, понятное всем участникам процесса.
  3. Связи и внешний импульс. 60% заняты исследованием множества внешних факторов и событий на предмет потенциальный угрозы для цифрового бизнеса.

Очевидно, что успех трансформации будет зависеть от того, насколько люди со стороны бизнеса и люди со стороны ИT способны действовать сообща и каждый в своей области: люди от бизнеса должны понимать, как теперь вести успешную работу в цифровой среде, а ИT — помогать создавать такую полноценную среду.

В зависимости от их готовности и умений, а также от общего уровня текущей цифровизации возможны четыре варианта развития событий, которые и будут определять конкретные обязанности и линию поведения CDO в такой компании.

Сценарий 1 — бизнес и ИT готовы к новым цифровым вызовам