РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Почему продажи собственных торговых марок ретейлеров будут только расти

Маркетинг Исследования NielsenIQ
До начала пандемии COVID-19 в РФ продажи собственных торговых марок (СТМ) росли в среднем на 5,5% в рублях, а с января по май 2020 года ускорились почти втрое — до 15,4%. СТМ с нами надолго и этому есть целый ряд причин, пишут аналитики Nielsen, Россия

Оказавшись у полки магазина, покупатели во всем мире все чаще присматриваются не только к товарам известных брендов, но и к собственным торговым маркам (СТМ) — сегменту, который за несколько лет смог не только завоевать сердца потребителей, но и доказать свою эффективность для ретейлеров.

В ряде стран доля продаж частных марок в структуре потребительского рынка уже достигла внушительных значений и продолжает расти: в Великобритании 44% продаж товаров повседневного спроса приходится на собственные торговые марки ретейлеров, в Германии — 40%, Франции — 34%, Италии — 28%. В России они пользуются меньшим спросом: доля продаж частных марок не превышает 5%, но скоро сложившаяся ситуация может сильно измениться.

После периода снижения и стагнации доля продаж СТМ на FMCG-рынке продемонстрировала уверенный рост: за 12 месяцев с июня 2019 по май 2020-го она увеличилась до 4,8% (с 4,5% годом ранее). Если до начала пандемии COVID-19 в России продажи частных марок росли в среднем на 5,5% в денежном выражении, то с января по май 2020 года ускорились почти в три раза — до 15,4%. Для сравнения: за тот же период продажи брендовых товаров в продовольственном сегменте выросли на 4,8%, а в непродовольственном стагнировали на уровне -0,8%.

Фото:РБК
Фото: РБК

Можно было бы предположить, что бурный рост продаж частных марок — временное явление, обусловленное пандемией COVID-19. Однако целый ряд признаков дают основания полагать обратное — СТМ имеют потенциал стать долгосрочным источником роста всего рынка FMCG в России.

Почему развитие сегмента СТМ — долгосрочный тренд