РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Больше не враг: когда стоит объединяться с конкурентами

Менеджмент Маркетинг Статьи РБК
Сергей Бекренев, президент и основатель Европейской юридической службы (ЕЮС), рассказывает, как взаимовыгодное сотрудничество с конкурентами может спасти бизнес в тяжелые времена
Фото:SmartPhotoLab / Shutterstock
Фото: SmartPhotoLab / Shutterstock

Постулат о том, что конкуренция необходима для развития рыночной экономики, знают все. Но иногда, чтобы выиграть, нужно не стать лучше другой компании, снизить цены или создать новый продукт, а объединиться с противником. Например, совместные закупки и использование оборудования, а также создание ассоциаций и центров профессионального обучения могут стать отличным шансом увеличить прибыль и получить иные бенефиты.

Давайте разберем самые действенные способы взаимодействия с конкурентами.

1. Объединить логистику и приложения

Объединение конкурентов — это эффективный инструмент спасения бизнеса и даже целой отрасли или рынка. В непростой период пандемии предприниматели начали искать новые формы взаимовыгодного сотрудничества. Например, многие компании объединили усилия и создали единые системы транспортировки товаров из-за повышенного спроса на доставку.

Эффективной стала и работа над общими онлайн-приложениями, с помощью которого можно не только заказать продукт на дом, но и, например, получить дистанционную консультацию. Многим компаниям оказалось выгоднее вложить средства в единый ресурс, а не развивать несколько похожих самостоятельно.

Один из таких примеров — проект «Кухня на районе» (курьеры на велосипедах развозят готовые блюда в небольшом радиусе, заказ оказывается у клиента максимум через полчаса). Во время пандемии их повара начали готовить не только «свою» еду, но и хиты продаж из меню закрывшихся ресторанов (например, Dizengof99 и «Дом культур»). Кафе-партнеры, решившие поделиться с проектом «Кухня на районе» рецептурой и технологическими картами, получили процент с продаж своих блюд.

2. Создать отраслевую ассоциацию