РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Рэйчел Ботсман: доверие и открытость — это не одно и то же

Менеджмент Статьи РБК
Кто такие инфлюэнсеры доверия, почему абсолютная честность не помогает построить доверительные отношения в коллективе, а формальный авторитет не играет сегодня никакой роли — в подборке высказываний эксперта в области доверия и технологий Рэйчел Ботсман
Фото:rachelbotsman.com
Фото: rachelbotsman.com

Рэйчел Ботсман исследует проблему доверия в современном обществе и влияние цифровизации на межличностные отношения, преподает в бизнес-школе им. Саида Оксфордского университета.

Ботсман консультировала топ-менеджеров и глав крупных компаний, политических деятелей, помогая построить культуру доверия в организациях. Статьи Ботсман появляются в таких изданиях, как The Guardian, Financial Times, The New York Times, The Wall Street Journal, Harvard Business Review и Wired. В 2010 году она выпустила книгу What’s Mine is Yours: The Rise of Collaborative Consumption, в которой предсказала скорый расцвет экономики шеринга. Ее вторая книга, бестселлер Who Can You Trust?, вышла в 2017 году: она посвящена доверию в мире технологий. Ботсман — обладательница премии Thinkers50 в категории «Новаторская идея». Вошла в рейтинг десяти самых влиятельных экспертов Великобритании по версии LinkedIn, а издание Monocle включило ее в список 20 лучших спикеров мира.

О кризисе доверия

«Меня всегда завораживало, что технологии помогают построить доверие между абсолютно незнакомыми людьми и делают идеи, которые считались рискованными, например аренду жилья или поиск попутчиков с помощью шеринг-сервисов, привычным элементом повседневности», — говорит Рэйчел Ботсман. Цифровизация, появление интернета и социальных сетей изменили концепцию доверия: если раньше мы доверяли организациям, институциям, то теперь их место заняли другие люди, такие же, как и мы сами. Из-за этого многие сегодня говорят о кризисе доверия. Однако это не совсем верно: «Доверие похоже на энергию — оно не исчезает, оно меняет форму».

Без доверия общество просто не может существовать. Раньше его можно было завоевать, обладая формальным авторитетом. По этой причине крупные и влиятельные организации, CEO компаний, политики всегда пользовались большим уважением. Но сейчас все изменилось. Во-первых, история циклична, и утрату доверия к истеблишменту стоит рассматривать как часть исторического процесса.