Итоги пандемии
Количество объявлений о продаже готового бизнеса в России во втором квартале 2020 года снизилось примерно на 25% по сравнению со вторым кварталом 2019 года. Общий спрос на готовый бизнес во втором квартале 2020 года сократился на те же 25% по сравнению с первым кварталом 2020 года.
«Чаще всего на продажу выставляют бизнесы в сфере сельского хозяйства, при этом, как отмечают эксперты, интерес на бизнес в этой отрасли также растет. В среднем готовый бизнес подорожал во втором квартале 2020 года чуть более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За квартал цены увеличились в 1,5 раза. Мы видим, что рынок замедлился, однако не впал в стагнацию: сделки совершаются, пользователи выставляют на продажу и подыскивают себе компании», — комментирует Алексей Куракин, управляющий директор «Авито Товары».
Средняя стоимость предложения увеличилась, но не из-за того, что пользователи стали выставлять бизнес на продажу по более высоким ценам, а потому, что на платформах появляется больше дорогих бизнесов. Некоторые предприниматели продают свои компании даже по заниженной стоимости. Кто-то делает это, чтобы скорее найти покупателя, а кто-то из-за того, что ориентируется только на кризисные финансовые показатели и не учитывает все важные факторы.
На какой бизнес стоит обратить внимание
Объем предложения в сфере услуг, торговле и общепите, которые больше всего пострадали во время пандемии, самый большой — суммарно на объявления о продаже компаний из этих сфер приходится 66% от общего количества предложений о продаже готового бизнеса на «Авито».